Основные виды декоративно-прикладного искусства

  • Гобелен
  • Батик
  • Бисероплетение
  • Вышивание
  • Вязание
  • Макраме
  • Кружевоплетение
  • Ковроткачество
  • Квиллинг
  • Керамика
  • Мозаика
  • Ювелирное искусство
  • Лаковая миниатюра
    • Палехская миниатюра
    • Федоскинская миниатюра
  • Художественная роспись по дереву → • ХохломаГородецкая росписьМезенская роспись
  • Художественная роспись по металу → • Жостовская росписьФинифть
  • Художественная роспись по керамике → • ГжельДымковская игрушкаФилимоновская игрушка
  • Художественная резьба
    • Резьба по камню
    • Резьба по дереву
    • Резьба по кости
  • Художественная обработка кожи
  • Художественная обработка металла
    • Металлопластика
    • Христианская оловянная миниатюра
    • Художественная ковка
    • Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
    • Художественное литье из чугуна
    • Чеканка
  • Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
  • Оригами
  • Работа со стеклом → • ВитражВитражная роспись
  • Бумагопластика

(рассказать об одном из промыслов)

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи). В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот 2 наиболее распространенные:

Версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и саморождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов) изготовлялась деревянная посуда — ковши, блюда для праздничного стола с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: