Теории политического процесса, модернизация, развития

Политический процесс – смена состояний полит. системы, ее функционирование в режиме времени.

Этим понятием обозначаются многообразные длящиеся во времени полит. события или последовательность сменяющихся полит. событий.

Содержание политических процессов:

- формирование органов полит. системы (институализация): в ходе нее создаются ранее не существовавшие полит. учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;

- воспроизведение компонентов и признаков полит. системы в процессе ее функционирования: действия по поддержанию соц.-полит. отношений в стабильном состоянии, при использовании таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;

- принятие и исполнение полит. решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения полит. целей, направления полит. действий.

Типология политических процессов:

1. По способу воздействия на полит. Власть

- Непосредственные – прямое влияние граждан на органы полит. системы.

- Опосредованные – воздействие на полит. власть осуществляется через представительные органы, которые функционируют в рамках самой полит. Системы.

2. По степени равенства полит. участников: - Горизонтальные – признание формального равенства главных участников и их относительной автономности. Все участники политического процесса "играют" по общим правилам, полагаясь на единые юридические нормы. Такой тип политических процессов возможен в демократических полит. режимах с адекватным типом полит. культуры. - Вертикальные – отличаются тем, что всемерно стремятся формировать и поддерживать свой авторитет. Это достигается различными мерами приобщения народа к ценностям, которые предполагают уважение закона и послушание.3. По масштабу охвата общественной жизни: общие и частные полит. процессы.

I. Общий полит.процесс охватывает все общ-во, ведет к смене состояния полит. системы.

Общий полит. процесс – это процесс полит. развития государства, который отражает движение полит. системы в целом, смену ее состояний, затрагивающую все общество. Общий полит. процесс не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

Формы общего политического процесса:

1. Эволюция – основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения полит. системы страны (количественные и качественные): в расстановке полит. сил, в полит. режиме, в структурах политической власти и т.д.

2. Революция – это коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена гос. власти и господствующих форм собственности. 3. Политический кризис – характеризуется разбалансированностью деятельности полит. институтов, слабой управляемостью эконом. и др. сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Главный показатель полит. кризиса – потеря властными структурами контроля над развитием крайне обострившихся противоречий. Объект частного полит. процесса – та конкретная полит. проблема, по поводу которой развивается полит. процесс.1) возникновение и необходимость реализации каких-либо полит. интересов;2) создание новых полит. институтов, партий, организаций, движений, блоков и т.д.;3) реорганизация властных структур, изменения в системе разделения властей, создание нового кабинета министров;4) поддержка существующей политической власти, организация мер по ее легитимации. Субъект частного полит. процесса – кем инициирован полит. процесс. Это может быть какой-либо орган в системе полит. власти, полит. партия, движение, группа граждан или даже один человек. Необходимо знать статус этих субъектов, цели, которые они ставят, ресурсы, которыми они располагают, и стратегию их действий.Следует отметить, что частный полит. процесс не обязательно возникает только в полит. сфере. Он может начаться и развиваться в любой сфере общества (экономической, социальной, духовной, культурной и т.д.). Так происходит в том случае, если эти сферы своими силами и средствами не могут разрешить возникшие проблемы, тогда проблемы, например, из экономических превращаются в политические. Соответственно начинается развитие полит. процесса. Цель частного полит. процесса – то, ради чего начинается и развивается полит. процесс. Точное знание цели позволяет оценить реальность ее достижения взвесив ресурсы, которыми для ее достижения располагают участники процесса.По количеству участников частные полит. процессы способны охватить всю страну и даже группу стран, например процессы, связанные с движением за запрещение производства ядерного оружия. Они также могут иметь сравнительно небольшое число участников в рамках региона, района и даже отдельной области (города). Формы протекания частного полит. процесса. Это может быть сотрудничество осуществляющих полит. процесс сил, противостояние, бойкот (отказ от отношений с организациями, гос. структурами, от выполнения каких-либо функций) и провокация ("вбрасывание компромата"). Этапы развития частного полит. процесса. 1. Появление проблемы и реакции на нее заинтересованных полит. сил, организаций, граждан. На этом этапе определяются силы, заинтересованные в решении возникшей полит. проблемы, уточняются их позиции, возможности, а также вырабатываются пути данной полит. проблемы.2. Мобилизация сил, поддерживающих путь, намеченный для решения возникшей проблемы. Иногда ситуация не исчерпывается одним вариантов решения. В таком случае организуется мобилизация сил в поддержку различных вариантов решения полит. проблемы.3. Рассмотрение полит. структурами вариантов решения полит. проблемы и принятия соответствующих мер по ее реализации. Полит. процесс в современной России: Развитие общего полит. процесса в современной России привело к созданию переходного типа гос-ва устремленного к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация, – суть которой заключается в том, что усилия гос-ва направлены в первую очередь на создание эконом. основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. Что предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как соц. силы, способствующей эконом. и полит. стабилизации страны.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: