Под качеством УР следует понимать степень его соответствия характеру решаемых задач функционирования и развития производственных систем.
Факторы, определяющие качество и эффективность принятия управленческих решений:
1. Законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения.
2. Четкая формулировка цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты.
3. Организационные структуры управления.
4. Методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная).
5. Объем и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объем информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров.
6. Время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков).
|
|
7. Формы и методы осуществления управленческой деятельности.
8. Субъективность оценки варианта выбора решений – чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.
Делегирование полномочий при принятии УР
Делегирование полномочий - это методология бизнеса, в которой сотрудникам предоставляются полномочия и ответственность за решения на том уровне, на котором они действуют. Тут менеджер не является авторитарным руководителем, принимающим решения единолично, а передает часть своих полномочий подчиненным, одновременно обучая их. Делегирование основано на понимании того, что проблемы лучше всего решают люди, работающие над проблемой, а не вышестоящее руководство.
К целям делегирования относятся:
-разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текущей рутинной работы и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
-повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
-активизировать «человеческий фактор», как можно больше вовлечь и заинтересовать работников.
Существуют две основные концепции делегирования полномочий:
1) классическая - передача полномочий сверху вниз. Полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
Современная - принятие полномочий. Полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным. Исходя из этой концепции, подчиненный имеет право отклонить требования начальника.
|
|
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
*поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
*предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
*формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
К числу основных принципов рационального делегирования в менеджменте относятся:
-единоначалие - сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
-соответствие - состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;
-координация - состав полномочий должен динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;
-достаточность - масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;
-мотивированность - расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.