Ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями государственных органов субъектам предпринимательской деятельности

В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу специфики статуса публично-правовых образований (РФ, ее субъектов и муниципальных образований), единственным видом юридической ответственности для них за причинение вреда предпринимателям незаконными действиями (бездействием) является гражданско-правовая ответственность. Хотя должностные лица соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления могут нести при наличии к тому оснований уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Положения ст.53 Конституции РФ развиваются гражданским законодательством РФ. В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Ответственность по ст.1069 ГК РФ наступает исходя из общих условий деликтной ответственности (ст.1064 ГК РФ):

1) незаконные действия (бездействия) государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц;

2) наличия вреда;

3) причинная связь между 1 и 2;

4) вина.

Под незаконными действиями (бездействиями) понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Подобные деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, указания и иные властные предписания (причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность, и непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда. Среди "незаконных действий (бездействия)" ст.1069 ГК РФ особо выделяет издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного или муниципального органа. Под таковым следует понимать ненормативный акт, принятый указанными органами в установленном порядке. Подобный акт может быть принят как единолично, так и коллегиально.

Специальные условия наступления деликтной ответственности для публично-правовых образований закреплены в ст.1070 ГК РФ.

В соответствии с ней вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В ст.1070 ГК РФ, таким образом, установлены случаи безвиновной гражданско-правовой ответственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

При этом применительно к субъектам предпринимательской деятельности наиболее распространенным будет случай причинения вреда органами правосудия в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.

Административное приостановление деятельности является видом административного наказания и заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и в других подобных случаях. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст.3.12 КоАП РФ).

Важно отметить, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате иных, не предусмотренных п.1 ст.1070 ГК РФ незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ.

При этом вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п.2 ст.1070 ГК РФ). Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 N 1-П положения п. 2 ст.1070 ГК РФ не могут служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно - когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением. Т.е. Конституционный Суд РФ толкует понятие «правосудие» применительно к п.2 ст.1070 ГК РФ узко – только как деятельность по разрешению спора по существу.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (пункт 1 статьи 1070), имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу (п.3 ст.1081 ГК РФ).

Следует отметить, что публично-правовые образования могут быть субъектами не только деликтной, но и договорной гражданско-правовой ответственности перед субъектами предпринимательской деятельности (ст.16 ГК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: