Приемы подачи терминов в науч.-популярном произведении, сравнительно с собственно научным, имеют свои особенности. Так, наряду с характерными для науч. стиля дефинициями типа "родовой признак + видовое отличие", в науч.-популярном произведении обнаруживается целый ряд приемов введения терминов, используемых лишь в науч.-популярной литературе: краткая расшифровка значения только в скобках (Атомы, несущие на себе положительный заряд (катионы), откладываются на катоде); в сноске; при помощи образных средств (Ген, который берет верх, называется доминантным, а который уступает – рецессивным) и т.п.
Ведущей функцией метафоры в науч.-популярном произведении, является раскрытие сущности науч. понятия – познавательная, эвристическая функция. Указывают, что метафора часто вводит науч. термин.
Требования, которые предъявляют к терминологии популярных произведений, зависят от образовательных и возрастных особенностей аудитории. Например, в изданиях для детей младшего и среднего школьного возраста должно быть минимальное количество узкоспециальных терминов. В изданиях, предназначенных для взрослых читателей, нецелесообразно отказываться от профессиональной терминологии. Однако введение терминов в текст должно быть мотивировано, злоупотребление узкоспециальной лексикой лишает речь простоты и доступности.
|
|
Для того чтобы облегчить восприятие информации, авторы объясняют значение терминов. Объяснение этимологии терминологических выражений может служить вместе с тем средством создания занимательности. Практика популяризации сформировала целый ряд приемов введения терминов в текст:
1. Давая определение термина, автор может привести несколько известных читателю примеров.
2. Знакомя с новым названием, автор не приводит полного определения, а называет лишь самые характерные признаки понятия. Употребив термин бериллий, А. Е. Ферсман ограничивается тем, что сообщает: «легчайший металл земли».
3. Значение специального понятия иногда расшифровывается как бы мимоходом, в одним-двумя словами.
4. Термины, не имеющие широкого распространения, сообщаются в скобках.
5. Рассматривая явление, автор не называет его сразу, а как бы заставляет читателя самого вспомнить термин.
6. Раскрывая содержание научного понятия, автор иногда приводит все общепринятые его обозначения.
Важно, чтобы использование терминов было обоснованным и не затрудняло понимание и восприятие содержания. Последнее слово в решении этой задачи за редактором.
Термины также воодятся с помощью выразительных средств (сравнения, метафоры) см. Билет 16.