Основные понятия постмодернистской парадигмы художественности

Постструктурализм является философской основой постмодернизма, одной из его составных частей, не исчерпывающих всё его содержание. Для постструктурализма характерно внимание к проблемам текстологического плана. Культура понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной. Он усматривает в этом порок, свойственный всей предшествующей философии (первичность "логоса" - одновременно как закона и слова). Деррида выдвигает идею о первичности письменности как материальных "следов", служащих опорой для языковых знаков.

Дерридавыдвинул принцип деконструкции («Деконструкция» Ж. Деррида), исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Те, в свою очередь, создаются на основе существовавших ранее текстов. Таким образом, культура предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. Один и тот же текст можно прочитать по разному, все зависит от связи возникающей между текстом и читателем. Смысл не в словах а между строк. Р. Барт ввёл понятие "смерти автора". Текст сам по себе настолько важен, что автором вообще можно пренебречь, он сделал своё дело - создал материал для дальнейшей интерпретации.

В постмодернистской парадигме художественности доминантным признаются следующие составляющие:

– интертекстуальность – полилог культурных языков,текст строится из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читаных-перечитанных цитат, цитат без кавычек, когда автор, по словам Р. Барта, умирает, в его власти лишь сталкивать различные манеры письма:

· игровая, карнавальная стихия, связанная с языковой раскрепощенностью и вседозволенностью: все подвергается пародированию, выворачиванию наизнанку, отступлению от канонов и норм;

· совмещение голосов автора, повествователя, персонажей и на этом фоне применение приемов создания текста, имитация спонтанности процесса письма, его сиюминутность, фрагментарность;

· поиски компромисса между хаосом и космосом, порядок и беспорядок существуют в единстве (хаосмос – термин У.Эко) [220; 191].

Макет постмодернистского текста особенно востребован в период отсутствия жесткой (официальной) идеологии, когда переосмысливается отношение к прошлому, настоящее стихийно, конфликтно, будущее непредсказуемо.

Интересно, что наметившийся в начале 90-х годов кризис постмодернистского метода в художественной литературе, проявляющийся в авторских самоповторах, напротив, в журналистике отсутствует, переходя из текста в текст, повтор является естественным строительным материалом для языка масс-медиа и способствует тиражированию стиля.

Метаморфозы творчества:

-с произведения на процесс

-с автора начитателя

-с искусства на ритуал

-с личности на культуру

-с вечного на настоящее

-с шедевра на среду.

Все произведения литературы посьмодернизма посвящены настоящему.

Смешение доументаольного и художественого дискурса.


14. Популяризация науки в России (исторический аспект).

Первая четверть 18 века появилась популяризация в науке. К этому времени завершилось создание московского гос-ва. В России возник рыночный механизм экономики. Единый рынок. Импульс для интенсивного развития технологических процессов. Рост мануфактур. Освоение России, укрепление дипломатических и торговых связей. Распространение знаний об окр мире потребовалось. Россия начала превращаться в одну из крупнейших держав. Реформы Петра подготовили аудиторию для восприятия спец инф.

1710 - первое научно популярное издание в россии "география или краткое земного круга описание" о шаровидности земли и государствах. Не было узкой терминологии. Появляется бытовая лексика в рассказах о научной проблематике.

1740 Б. Фонтенель "Разговоры о множестве миров". Относим к русским книгам тк перевод был сделал русским - Антиох Кантимир. Ввел в перевод многие слова кот потом прижились в языке-циркуль, кампания, сентенция. Фонтенель секретарь парижской академии наук. Написал книгу как беседы с маркизой-появился диалог. Ученый и маркиза дилетант. Образ маркизы разработан с худ мастерством, выписаны черты характера. Остроумна, способна удивляться и не пугается новых слов и новых знаний. Возбуждает к любопытству знать каким образом создан мир.

Эти книги были лишены религиозных рассуждений. Синод увидел опасность в распространении таких взглядов на мир. Запрет на распространении знаний противоречащим святым канонам-как будто бы важно было сохранить невежество народа.

Академия наук была задумана Петром как распространение науки через обучение и печать. Самое массовое издание 18 века-календари. Содержали традиционные календарные знания с астрологической информацией (в какие дни стричь волосы)

1726 - указ о том что право на издание календарей переходит к академии наук. Из календарей убрали астрологию, появилась астрономия, вопросы о земледелии, географии, истории. Появились библиографические ссылки на источники в календарях. => из досугово развлекательной литра стала справочно-просвятительской. Увеличение тиража.

1726 - спб ведомости переданы академии наук

1728 - примечания стали публиковать отдельным изданием к спб ведомостям. Ежемесячные исторические генеалогические примечания к ведомостям -бесплатно. 8 стр в пол листа. Примечания подобны научно познавательному журналу. Первый в россии опыт популярного издания Контроль препятствовал псевдонаучным примечаниям. Присутствовал принцип популяризации научных изданий в сми. Складно-эмоционально красиво и грамотно.

Принципы: причину примечания, пояснить имена древних и языки на которых они писали, предложить дефиницию, описать свойства, где добывают, состав,х им свойства, объявить пользу и т. д. (к статье о янтаре)

1705-1783 гепард Фридрих Миллер первый издатель примечаний к СПб ведомостям. 1725 г приезжает в Россию из Австро-венгрии. Быстро изучил русский язык стал профессором российской академии наук. Сделал многое для России. Положил начало знакомству русских с древне русскими летописями. Инициатор и редактор первых исторических журналов. Издатель судебника царя Ивана Грозного, Российской истории и т. д. Долге всего его прыгнувши черные страницы русской истории. Миллер хотел доказать теорию нормандского происхождения древне русского гос-ва. В летописях он искал подтверждение.

Портфели Миллера -38 фолиантов копий материалов кот он собрал. Были частично доступны.

Ломоносов занимался популяризации науки, издает журнал 1754 "ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие".

Для всех, чтобы все понимали материал первый ежемесячный научно популярный журнал. Публиковали Аристотеля, Сенеку, Овидия и.т.д. 2тыс экз первоначальный тираж. Постепенно тираж уменьшали.

Николай Иванович НовикОв продвигал на полвека образованность России. Обосновал первый детский журнал 1785-89гг. "детский журнал для чтения и разума". А также другие журналы (физика,химия,экономика). Требования Новикова пристойная форма и скучное чтение.

1783 восстания Пугачева, Франц революция-отмена показа кот разрешат частным лицам создавать типографию. Ощутимое влияние духовной и светской цензуры.

1860е цензура ослабевает - пробуждение интереса к естественным наукам. Отмена крепостного права. Развитие промышленности торговли жд строительства.

Мамин-сибиряк пишет что 60 е гг даже в провинции отмечены наплывом популярной литературы.

1860: 475 названий беллетристики 169 книг по ест наукам 139 по богословию. Первое место стали занимат популярные журналы и издания.

1888 г спад общ движения. Хар черта изд рынка - дешевые лубочные издания с преданиями и приметами. Алтынные литераторы. Поверхностный культурный характер.

И. Д. Сытин возвращает календари как энциклопедию.

Советский период задача популяризации партийной пропаганды. Пафос преобразований а след интерес общ к науки. Наука инструмент переделки старого мира. Интерес к научн фантастика. Сциентизм, абсолютизация наук.

Первые российские научн-поп журналы определили типологию текста и принципы

В XX веке науку популяризировали Азимов, Наум Виленкин, Ярослав Голованов, Борис Медников, Владимир Арсеньев, Жак-Ив Кусто и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: