Особенности русской архитектуры 11-13 веков (б.15 в.2)

Зодчество русского народа изначально основывалось на двух главных принципах.С одной стороны, в строительстве складывались традиции деревянного зодчества, с другой - на основе византийской храмовой архитектуры развивалась самобытное каменное зодчество со своими характерными приемами строительного искусства и пластической выразительности. Мастерство плотников в XII-XIII вв. было совершенным. Дерево хорошо работает на растяжение, поэтому с помощью деревянных конструкций удавалось перекрывать сравнительно большие пролеты - до 12-13 м. Однако, подверженность дерева возгоранию и его недолговечность, связанная с процессами гниения, уже в Х веке способствовали переходу на строительство из камня как более надежного и прочного материала. Строительство из камня во многом обусловлено привнесенными традициями строительного мастерства из Византии. С введением христианства на строительство русских храмов стали приглашаться греческие мастера. Однако развитие деревянного зодчества оказало влияние и на каменную архитектуру. Основным конструктивно-планировочным приемом оставалась крестово-купольная система с куполами на парусах.Храмы имели по три или по пять нефов. Основной крест образовывался цилиндрическими сводами.

С применением смешанной византийской кладки были построены Десятинная церковь, Софийский собор и Золотые ворота в Киеве.Однако новгородцы помимо смешанной кладки применяли и кладку из чистого камня известняка, который привозился из Волыни. Из камня в Новгороде возведены стены и башни Детинца. Скорее всего, местными мастерами-строителями создавался и Софийский собор в Новгороде.Кладка стен этого собора представляла собой удивительный орнамент самых разных строительных приемов и материалов.
Зодчие Владимиро-Суздальской земли работали в традициях ранних крестово-купольных храмов. Наиболее яркими памятниками этого периода являются церковь Покрова на Нерли близ Владимира, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 г. Это произведение владимиро-суздальских зодчих считается вершиной строительного искусства. Это - небольшой четырехстолпный храм. Он отличается сильно вытянутыми вертикальными пропорциями, что придает ему необыкновенную легкость и изящество. Замечательный декор из многоступенчатых лопаток и оконных проемов придает зданию нарядный и элегантный вид..
Успенский собор, как главный собор Владимира, был построен еще князем Андреем Боголюбским на самой высокой точке в городе. Его план имел правильную геометрическую структуру, а стены и столбы были гораздо тоньше, чем в более ранних постройках. Это обеспечило свободный и просторный интерьер, пышно убранный позолотой, росписью и шитьем.

К XIII веку на Руси сложились два технически самостоятельных типа строительства - из дерева и камня.Если приемы каменного зодчества пришли вместе с христианством из Византии, то плотницкое искусство сформировалось в недрах русской национальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: