Объясните: «тюрк»

1. Культура казахского народа- своеобразная и самобытная. Она формировалась в течение столетий в процессе сложения казахской народности. Устная литература, устное народное творчество- это зеркало общественной жизни. В этот период были созданы многие фольклорные произведения, передававшиеся из поколения в поколение. видами жанров были: фантастические сказки («Ер Тостик», «Куламерген», легенды, поэмы («Козы Корпеш и Баян Сулу»,Кыз Жибек», «Айман- Шолпан») пословицы и поговорки, песни и сказания, свадебные песни жар-жар, беташар, сынсу(плач невесты), жоктау (песня-плач об умершем), жарапазан (поют во время 30-дневгого поста ураза), и т.д.Знаменитые казахские акыны и жырау(поэты-импровизаторы) Жиембет, Маргаска,Актамберды,Умбетей, Бухар жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против врагов. В XV в. Казахский язык сформировался как самостоятельный национальный язык. Стали появляться исторические произведения на казахском языке. Народ создал также народный календарь. Широко были известны в средневековом Каз-не акыны,кюйши-композиторы Коркыт-Ата(7-8 вв),Асан Кайгы(15 в), Казтуган(15 в.)Сыныра Жырау(16 в.), Бухар Жырау(18в.). До наших дней сохранились народные кюи «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), «Шора Батыр», «Аксак Темир»(«Хромой Тимур»), «Сагыныш» («Тоска»). Мухаммедом Хайдаром Дулати (1499-1551 гг.) был написан исторический труд «Тарих-и-Рашиди». Утемис Хаджи написал «Шенгиснаме» («Жизненные описания Ченгисхана») – это исторический труд, в котором описана история Южного и Западного Каз-на в XII- XIVвв. и др.

2. Политическое положение Казахского ханства в XVII в. было очень сложным. Тесные связи между Жузами стали прерываться. Некоторые султаны стремились править своими владениями единолично. В каждом Жузе избирали своего хана, т.е. в политическом отношении Каз-ое ханство не было единым. Тауке (сын Жангира) правил ханством в 1680-1717 гг. Он проводил реформу, направленную на укрепление ханской власти. В своей политике опирался на представителей степной аристократии- биев. Бии превратились в орган исполнительной власти. При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией, которая стремилась к раздроблению государства.

С участием биев 3-х Жузов (Толе-бия, Казбек-бия, Атеке- бия) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы»(7- Установлений). К 5- ти главам из свода законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще 2 главы. Так появился «Жеты-Жаргы». В нем закреплены основные принципы и нормы права средневекового каз-го общества. Его принятие ослабило распри между родами и племенами. Усиление ханской власти на законодательной основе привело к сохранению единства народа. Хан признавался единственным властителем всех родов объединений, он же являлся верховным судьей. В «Жеты-Жаргы» к правовой ответственности привлекали с 13 лет. В перечень преступлений включались убийство, воровство, мятеж, нанесение телесных повреждений, кража, оскорбление Всевышнего, принятие христианской религии.Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до 7 колена и т.д.

3. Объясните: «тюрк».- в IV веке получает широкое распространение и означает союз племен, сложившихся на Алтае. Первые упоминания о тюрках появляются в 542 году в китайских источниках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: