Падение берлинской стены ознаменовало начало нового этапа в МО как в мире, так и в науке. Пала биполярная система и весь мир ждал сближения Запада и Востока. Наука ожидала глобальных изменений на основе общегуманитарных, модальных принципов, что распадутся НАТО, СЭВ и другие организации военного типа. Этого не произошло.
Проблема закономерностей современных МО остается наименее разработанной и наиболее дискуссионной. В конце 20 века оказались не состоятельными теории о связи социальные закономерности с закономерностями развития мировой системы.
Сторонники полит реализма пытаются доказать мысль о том, что в основе МП лежат объективные и неизменные законы полит поведения. Законы МО существуют и тесно связаны с потребностями людей в безопасности, процветании, развитии. Сторонники полит реализма предложили рассматривать современную ситуацию с т.з. сущности МП. По их мнению главной особенностью современной МП является постоянное стремление великих держав к сохранению на мировой арене существующей ситуации (если она их устраивает, а если нет, то пытаются изменить её в свою пользу). Это приводит к особой конфигурации взаимоотношений, получившей название баланс сил.
В свою очередь неореалисты в основе современных закономерностей МО предлагают видеть не природу человека, а социальные факторы. Главный фактор в современном мире – это взаимозависимость в поведении государств. Поэтому, чтобы говорить о закономерностях необходимо изучить особенность межгосударственной системы. Но как и полит реалисты неореалисты говорят, что в основе всех МО лежит государство.
Т.о. основными закономерностями по их мнению являются:
1. Бесспорная и приоритетная роль гос-ва как единственного международного актора.
2. Обусловленность внешней политики государств национальными интересами.
3. Сила, прежде всего военная, является главным средством достижения цели.
4. Решающая роль в мировой политике принадлежит великим державам.
5. Баланс сил как средство поддержания международной стабильности, которая является главным регулятором международного порядка.
С т.з. неолибералов эти закономерности никогда не были бесспорными, а в современном мире потеряли свою достоверность вообще.
Во-первых частные субъекты и небольшие государства в современном мире стали располагать гораздо большими возможностями.
Во-вторых одновременно снижается возможность великих державы использовать традиционные силовые потенциалы для достижения целей.
В-третьих сила становится всё менее применяемой и менее принудительной.
В-четвёртых закономерность национального интереса теряет прежнее значение.
В-пятых современные МО дают всё меньшие основания рассматривать их как межгосударственные взаимодействия.
В-шестых такие понятия как безопасность, территориальная неприкосновенность, лояльность власти, гос суверенитет теряют свой смысл.
На основе всех этих теоретических тенденций был выработан ряд универсальных закономерностей современных МО:
1. Возрастающая взаимозависимость мира под влиянием микроэлектронной революции, революции средств связи, транспорта и коммуникаций. Результатом этого стало вторжение в сферу мировой политики нетрадиционных акторов: финансовых фирм, мультинациональных корпораций, частных групп, мафиозных структур и демографических потоков. Гос-во не в состоянии контролировать их деятельность, которая осуществляется в обход гос суверенитета. Тем самым внутренняя и международная политика государства становятся всё более взаимопроникаемыми. В итоге МО становятся транснациональными и менее управляемыми.
2. По мнению неомарксистов в исследовании закономерностей МО лежит экономическое и социальное неравенство. Они согласны с тем, что господствующая капиталистическая мирсистема меняет роль национального суверенитета, что роль государства сводится лишь к помощи рыночным силам. Основная их мысль - мысль о противоречивости таких тенденций в МО как глобализация, рост демократизации и изменения роли государства.
Государства не единственные участники МО. Политика в отношении новых акторов не может строиться на традиционном понимании. Представление о МП как о соперничестве гос-в должно быть скорректировано, главной тенденцией должна стать тенденция, направленная на формирование коллективной безопасности.
3. По мнению неолибералов, главным регулятором МО являются нравственные нормы, которые кодифицируются в правовых институтах.
По мнению транснационалистов основным средством поддержания международного порядка должны быть нормы наднационального характера.
Полит реалисты и неомарксисты считают, что международное право не должно абсолютизироваться, т.к. может противоречит национальным интересам.
Все школы сходятся, что международное право в конце 20века ставит своей целью формирование единого правового пространства при сохранении независимости государств. Однако невозможно предопределить исход конфликта между глобальной солидарностью и ценностями конкретной культуры.
4. Функционирование международных систем. Представители всех школ признают, что растущую роль в международной системе играет экономика.
Однако неореалисты рассматривают экономику как ресурс власти.
Неолибералы – как фактор процветания и богатства государства.
Неомарксисты – экономика главный потенциал развития международной системы.
Закономерности МО | Реализм и неореализм | Неолиберализм | Неомарксизм | Положения, разделяемые в той или иной мере всеми школами |
1. Основная тенденция современного этапа МО | Ничего нового со времён Фукидида не изменилось, нового не появилось, основным движущим мотивом остаётся национальный интерес. Суть международной политики – борьба за власть. | Возрастает взаимозависимость мира, и соответственно совместных интересов и ценностей. | Усиление несимметричности во взаимозависимости и усилившаяся борьба между центром и периферией. | Усиление системного характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается сегодня человечество. |
2. Акторы | Главный актор – государство. | Растёт число и многообразие международных акторов и связанная с этим фрагментация МО. | Государства становится проводником интересов в мир экономики и находятся под наиболее влиятельными развитыми странами запада во главе с США. | Многообразие международных акторов при ведущей роли государства. |
3. Регулирование МО. | Главный регулятор - баланс сил. | Рыночные механизмы (спрос, конкуренция), возрастание роли права и международных институтов. Всё это ведёт к демократизации МО. | Главный регулятор – борьба развитых и неразвитых государств. | Роль демократических институтов, международного права и рыночных механизмом растёт, но в разных измерениях сила остаётся важнейшим регулятором. |
4. Роль структурных факторов международной системы. | Детерминирующая роль международной системы и её структуры в поведении государств. | Усиление роли экономики, трансформация мировой системы, и связанная с этим глобализация. | Определяющая роль принадлежит экономике и глобализации. | Растущая роль экономики. |
Представители | Уолтс, Бузан, Аронд | Кео Хейн, Джорж Найн, М. Николсон, Снупс | Валлерстайн, Самин Амин, М. Рогальски, Кокс |