Новая карта мира

Повышенное внимание уделяется проблемам взаимозависимости и глобализации мира, общему знаменателю нац составляющих мировой пол-ки.

Исчезновение идеол возбудителя мировой пол-ки в виде противоборства «коммунизм - антикоммунизм» позволяет вернуться к традиц. структуре отношений м\у нац гос-вами. В этом случае распад биполярности предполагает образование многополярного мира, полюсами которого должны стать наиб. могущественные державы, сбросившие с себя ограничения корпоративной дисциплины в результате дезинтеграции двух блоков, миров или содружеств.

(Киссенджер, Примаков) сторонники доктрины многополярности оперируют прежними категориями, такими, как «великодержавность», «сферы влияния», «баланс сил» и т.д. Идея многополярности стала одной из центральных в программных партийных и гос-венных документах КНР, (акцент на задаче противодействия гегемонизму). В зап. лит-ре, да и в некоторых заявлениях американских офиц. лиц речь нередко идет о «единоличном лидерстве США», т.е. об однополярности.

Распад СССР → образование новых гос-в, станов самостоятельными акторами МО. Не только изменились локальные «балансы сил», но и резко возросла многовариантность отношений.

Геополитические изменения на Европейском континенте в результате объединения Германии, распада прежней Югославии, Чехословакии, очевидной прозападной ориентации большинства стран Вост. и Центральной Европы, включая гос-ва Балтии, накладываются на усиление европоцентризма и самостоятельности западноевропейских интеграционных структур, не всегда совпадающих со стратегической линией США.

Динамика эк усиления Китая и повышение его внешнеполит активности, поиск Японией более самостоятельного, подобающего ее эк мощи места в мировой пол-ке вызывают подвижки в геополит ситуации в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Другое измерение многополярности - регионализм. Сторонники «цивилизационной» школы в т.ч. С. Хантингтон, считает, что на смену идеологич. биполярности ХВ грядет столкновение многопол-ти культ-цивил-ых блоков: западного - иудео-христианского, исламского, конфуцианского, славянско-православного, индуистского, японского, латиноамериканского и, возможно, африканского.

Более материализованным является эк. регионализм в виде высокоинтегрированного ЕС, др. региональных образований разной ингрир-ти - Азиатско-тихоокеанского эк сотрудничества, СНГ, АСЕАН, Североамериканской зоны свободной торговли, аналогичных образований, зарождающихся в ЛА и в Южной Азии и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: