Совместима ли политика и мораль?
Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так выступать инструментом защиты прав и свобод граждан, поддерживать в обществе порядок, законность и социальную справедливость. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через её ориентацию на нормы морали.
Мораль – особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Политика и мораль, как факторы, регулирующие поведения людей, имеют как общин черты, так и отличия. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, как её специфическое дополнение и выступает как бы формой внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. (пример: мораль – угрызение совести, а политика воплощает это в виде суда).
|
|
Выделяют четыре главных подхода к взаимоотношению политики и морали:
1)Морализаторский подход - этот подход означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели, но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность и т.п.), используя при этом лишь нравственно допустимые средства.
2)Автономистский подход - политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль – это дело гражданского общества, личной ответственности, политика же - область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности.
3)Негативный подход - игнорирование политикой нравственных ценностей делает её аморальной. В реальной жизни безнравственность политики – широко распространенное явление. Точки зрения на нравственность политики – их трактовки как непримиримых противоположностей – добра (морали) и зла (политики).
4)Компромиссном подход к взаимоотношению политике и морали - этот подход и преобладает в современном мире. Он исходит из признания необходимости и целесообразности воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней.
Короче вывод: политика и мораль СОВМЕСТИМЫ!=)
Расскажите об основных этапах формирования и эволюции политической науки, месте и роли политологии в системе гуманитарных наук.
История формирования политических взглядов и учений берет свое начало в Античности, в ней были заложены основы политической науки. Платон анализирует государственность с точки зрения представлений об идеальном государстве. Такое государство не может быть построено в реальности, так как оно является продолжением мира идей, которые не воплощаются в мире вещей. Идеальной формой правления является аристократия или монархия – в зависимости от того, кому принадлежит сознание высших идей – многим или одному. Основные черты демократического правления – это принцип выбора по большинству голосов, идея народного собрания, подчинения государства закону.
|
|
Аристотель считал, что основой государства является семья (муж, жена, дети и рабы). Идеальная модель – рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему классу. Роль среднего класса в управлении государств состоит в стабилизации власти. Он выделяет правильные и неправильные формы правления. К первым он относит –монархию, аристократию и демократию; ко вторым – тиранию, олигархию, анархию.
В Средние века вопрос о государственной власти переплетается с религиозной тематикой. Фома Аквинский создал политическую концепцию, которая до сих пор признается католической церковью в качестве единственно правильной. Наилучшая форма государственной власти – монархия, которая воспроизводит устройство мира, где правит Бог. Правитель не отождествляет себя с Богом и признает верховенство церковной власти над светской властью.
В эпоху Возрождения сформировались два типа политических учений – реалистическое (Н.Макиавелли) и идеалистической (Т.Мор, Т.Кампанелла). Н.Макиавелли выделил виды государственного правления, рекомендации по управлению государством; две формы правления – монархию и республику. Т.Кампанелла создал модель теократической республики, в которой власть принадлежит священнику, но в правлении участвуют все. Государство – «философский образ жизни общиной», где все общее.
В эпоху Нового времени главные вопросы – природа государственной власти, способы ограничения воздействия государственной власти на общество. Выделяются две политологические линии в понимании демократии: согласно первой – демократия есть власть народа, народовластие; согласно второй – основой политической власти является индивид, представитель народа. На базе учений Дж. Локка и Ш.Монтескье сформировалась либеральная теория демократии. Дж. Локк – приверженец договорной теории происхождения государства, согласно которой на первом месте находится индивид, гражданин, а не государство. В функции государства входит защита естественных прав личности. Ш.Монтескье обосновывает идеал политической свободы, которая отождествляется с личной безопасностью, независимостью каждого индивида от произвола властей. Свобода обеспечивается только при демократической республике – государстве, в котором власть принадлежит всему народу. Демократия не отождествляется с народовластием: народ является только источником государственной власти и обладает верховной властью. Идеи Дж. Локка и Ш. Монтескье реализовались в конституции США.
Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. В отличие от других наук политология имеет цель проникнуть в сущность политики, выявить связь элементов, определенные основания, закономерности, действующие в разных общественно политических системах, а также наметить реальные результаты.
В наш век комплексного взаимодействия наук невозможно изучать сложные политические процессы без учета взаимодействия общественных (гуманитарных) наук. В связи с этим существует давняя связь политологии с: Экономикой Исторической наукой Юридической наукой Социальной психологией Философией Политической социологией.
Так, политология тесно связана с экономикой. Без знания последней сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или наоборот тормозить. Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Политология однако не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие («творить историю»). В этой связи очень важна аналитическая работа.
|
|
Политология взаимодействует с юридической наукой, так как правовые и политические отношения тесно переплетены друг с другом. Политическая власть не может функционировать без правового оформления. Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т.к. вопросы изучаемые социальной психологией занимают большое место в изучении политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.
Политология тесно связана и с политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой, и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества.
Политология сегодня активно использует и данные естественных наук: географии (при изучении влияния природных факторов на политику), демографии, антропологии, кибернетики. С их помощью она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и т.п.
Таким образом в системе гуманитарных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук, и на базе их выстраивает исследования и обеспечивает объективные знания о политических системах.