Теоретическое введение
Наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие предметов и явлений внешнего мира, метод научного познания. Используется в психологии для изучения психической реальности и ее феноменов. Положительная характеристика наблюдения – непосредственный контакт с объектом наблюдения, отрицательная – пассивность исследователя, который не вмешивается в протекание исследуемого процесса.
Наблюдение осуществляется в двух основных формах: внешнее наблюдение и самонаблюдение. Разновидностями наблюдения является анализ продуктов деятельности и обобщение независимых характеристик.
Основные требования к организации наблюдения:
– сохранение естественных условий трудовой, учебной или игровой деятельности человека;
– целенаправленность наблюдения: наличие цели и задачи наблюдения;
– системность;
– фиксация результатов в дневнике наблюдения;
– невмешательство исследователя в деятельность испытуемого.
Задание 2.1.
Поведенческий портрет по данным наблюдения
|
|
Цель: отработка навыков наблюдения за поведением другого человека и написание «поведенческого портрета» по данным наблюдения.
Материалы и оборудование: схема поведенческого портрета (приложение 3).
Методика проведения: студенты получают задание на протяжении 2-х недель наблюдать за одним из студентов своей группы (каждый выбирает себе «объект» наблюдения самостоятельно). Данные наблюдения фиксируются. На занятии студенты письменно создают поведенческий портрет, используя схему и зафиксированные данные наблюдения.