В переформировании контекста вы изменяете значение не напрямую, а ищите ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое (положительное) значение.
Злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее.
Но этим рефреймингом мы активно занимались, когда делали упражнение с "Зато".
¾ Я слишком молчалива.
¾ Зато не скажешь ничего лишнего.
¾ Молчаливых любит начальство.
¨ Когда я занимался ребефингом, мне попалась бумажка озаглавленная: "100 способов изменения отношения к ситуации". Там было как раз 100 вариантов рефрейминга контекста. Вот один, который мне запомнился больше всего: " Зато будет о чем после вспомнить".
Тренировка.
Если говорить формально, вы можете попробовать свести любую проблему либо к виду: " Я испытываю Х когда Y " (при чем Х – это что-то неприятное), и тогда вы можете сделать переформирование смысла, либо к виду: "Я слишком Z", и тогда вы можете сделать переформирование контекста.
|
|
Формальное разделение такое:
если фраза ответа может начинаться начинается «зато...»,
то это рефрейминг контекста,
а если с «это означает...» – то смысла.
¨ Если у вас в описании проблемы присутствует четкое определение контекста – тогда вы делаете рефрейминг значения, если же четкой привязки к контексту нет – рефрейминг контекста.
Но, я думаю, вы достаточно гибки для того, чтобы понять, что деление на переформирование контекста и переформирование смысла достаточно условно. Если позадавать вопросы, то можно свести к любому типу рефрейминга.
Упражнение.
Вы объединяетесь в микрогруппы по 5-6 человек. Водящий выдает какую-нибудь проблему, а все остальные, по кругу, делают переформирование – любое, какое получится, либо контекста, либо значения. Естественно, повторяться нельзя.
¨ Водящий может сообщать, как о существующей проблеме, так и о возможной. Но постарайтесь подобрать что-то вам близкое, чтобы можно было проверить результат калибровкой невербальных реакций.
После того, как все сделали свои рефрейминги, Водящим становится следующий по кругу.
¨ Можно задавать вопросы Водящему, но только для большего прояснения картины.
Внешние признаки достижения результата: явная смена невербалики.
¸ 20 мин.