П. Я. Гальперин лекции по психологии. Ребенок все время исследует вещи

Ребенок все время исследует вещи. А мы порой ничего не исследуем, а только бегаем от одного задания к другому. Когда мы исследуем объект, это может продолжаться, даже у маленького ребенка, до физического утомления, неопределенно долго. И если взрослому судьба дала такую способность, чтобы разносторонне рассматривать объект, тогда можно понять, что имел в виду Кювье, когда сказал: «Гений — это внимание». Если вы внимательно, с разных сторон рассматриваете объект, то видите то, что не видят другие. Значит, устойчивость внимания целиком зависит от того, умеем ли мы подойти к объекту с разных сторон. Если вы находите разные стороны подхода к объекту, тогда вы можете на нем сосредотачивать и сохранять внимание. А если вам дают какую-нибудь вещь и говорят: смотри на нее, — то вы не будете на нее долго смотреть. Глаз защищается от этой бессмысленной задачи и перестает видеть.

Распределение внимания

Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения нескольких действий. На этот счет существует масса реальных фактов и небылиц. Говорят, например, Юлий Цезарь мог делать несколько дел сразу; Наполеон мог одновременно диктовать семь разных документов; профессиональные шахматисты дают сеанс одновременной игры на многих досках и т. п.

Но это всё не то, не те примеры. Потому что здесь имеет место последовательность перехода от одного задания к другому. Правда, многое нужно держать в голове, но это уже другое дело. Тут каждый раз имеется переход от одной задачи к другой. А речь идет о строго одновременных действиях.

По отношению к строго одновременным действиям установлено простое правило, которое заключается в том, что если нужно выполнить хотя бы два простейших, но одинаково новых для человека действия, то это невозможно. В реальной жизни мы часто совмещаем несколько действий. Скажем, мы гуляем и разговариваем. Правда, если на улице лужи, то очень-то не поразговариваешь, а то попадешь в лужу. Если дорога благоустроенная, то вы можете по ней спокойно идти, не уделяя ей большого внимания, и тогда вы действительно можете разговаривать, но только до тех пор, пока не возникнет необходимость сосредоточиться на дороге- разговор тут


IE

же прервется. Можно совмещать два или несколько действий, но только одно из них может быть активным, требующим сознательного контроля, другие же должны быть автоматизированными и подлежат периферическому контролю, контролю по чувству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: