Наряду с договорными обязательствами важное значение для регулирования торгового оборота имеют составные обязательства. Их не следует путать со смешанными договорами, упоминаемыми в п. 3 ст. 421 ГК.
Некоторые значимые и весьма распространенные обязательства возникают из юридических составов, т.е. группы оснований. В рассматриваемых далее случаях такими необходимыми основаниями служат заключенный договор и совершаемая субъектом односторонняя сделка. Необходимость наличия юридического состава для возникновения таких обязательств и дает основание называть их составными.
Наглядным примером может служить обязательство по перевозке грузов. Заключаемое между грузоотправителем и перевозчиком соглашение представляет собой договор перевозки груза. Однако эти отношения касаются ещё и грузополучателя. Грузополучатель не участвует в заключении договора между отправителем и перевозчиком. Более того, участники договора перевозки даже не спрашивают мнение грузополучателя о том, как и когда отправлять ему груз. Поэтому договор перевозки не может рассматриваться как трехсторонний договор.
|
|
Грузополучатель является лицом, уполномоченным на принятие исполнения по договору перевозки груза. В силу указанного обстоятельства грузополучатель вправе предъявить претензию и иск к перевозчику о возмещении ущерба в случае неприбытия груза. Он может в установленном порядке произвести переадресовку груза, выдать другому лицу доверенность на получение груза от перевозчика. Однако указанные права грузополучателя проистекают из договора перевозки, а сам он действует в отношениях с перевозчиком как лицо, реализующее указание грузоотправителя по поводу груза.
Транспортное законодательство в настоящее время значительно расширило возможности для отказа грузополучателя от принятия доставленного в его адрес груза. В случае заявления такого отказа составное обязательство по перевозке не возникает, да и сам договор перевозки оказывается неисполненным.
Сделка принятия грузополучателем прибывшего груза влечет возникновение для перевозчика, грузополучателя и грузоотправителя комплекса взаимных прав и обязанностей. Такие права и обязанности не проистекают из договора перевозки и потому не могут быть объяснены на основе теории договора перевозки. Они установлены законом только в связи с актом принятия грузополучателем доставленного груза, образующим в совокупности с договором перевозки составное обязательство по перевозке груза.
С момента принятия поступившего в его адрес груза грузополучатель становится третьим самостоятельным участником составного обязательства по перевозке. У него появляются отсутствовавшие до этого права и обязанности во взаимоотношениях с перевозчиком и грузоотправителем. Так, при железнодорожной перевозке у грузополучателя возникает право требовать возмещения убытков от недостачи или повреждения (порчи) груза, взыскания пени за просрочку доставки груза либо штрафа за задержку подачи вагонов под выгрузку грузов и др. Кроме того, у грузополучателя появляются обязанности перед перевозчиком, в частности, по выгрузке груза и возврату вагонов и контейнеров в определенные сроки, проведению окончательных расчетов за перевозку и т.п.
|
|
Обязательственный характер складывающихся здесь отношений подтверждается установленной транспортными уставами и кодексами штрафной ответственностью за неисполнение соответствующих обязанностей.
Таким образом, по правовым основаниям возникновения обязательство по перевозке груза является не договорным, а составным. Оно образуется из договора перевозки и сделки принятия грузополучателем доставленного в его адрес груза. Последняя, будучи волеизъявлением грузополучателя, носит односторонний характер, однако проистекающие из нее права и обязанности распространяются на грузополучателя, перевозчика и грузоотправителя.
С выдачей груза получателю в пункте назначения можно считать достигнутой цель договора перевозки. Однако из-за сложности транспортного процесса возникает множество задач, подлежащих решению на стадии выдачи груза получателю. Потребность в правовом урегулировании многочисленных и значимых вопросов в связи с получением груза объясняет наделение грузополучателя правовым положением стороны в составном обязательстве по перевозке груза. Составное обязательство по перевозке может считаться реализованным, а его общие цели достигнутыми лишь после надлежащего исполнения сторонами всей совокупности входящих в него обязанностей, порождаемых различными основаниями.
Составными являются также обязательства по безналичным расчетам с участием банков. Основаниями для их возникновения служат в совокупности: 1) договор банковского счета между клиентом и банком, носящий организационный характер; 2) сделка принятия банком от клиента поручения о перечислении денежных средств получателю или инкассировании (списании) денежных средств со счета должника; 3) сделка принятия исполняющим банком от банка-эмитента поручения о зачислении денежных средств на счет получателя (либо инкассировании средств).
Литература
1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. М., 2004.
2. Вахнин И.Г. Особенности формирования обычаев делового оборота в договорной работе // Законодательство. 1999. №5.
3. Завидов Б.В. Договорное право России. М., 1998.
4. Илюшина ММ., Челышев Н.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Баринова. ОД., 2002.
5. Пугинский Б.И. Составные обязательства в гражданском праве // Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». 2003. № 6.
6. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994.