После изучения главы 5 бакалавр должен:
• з тать:
- характеристики моделей развития конфликта;
• уметь:
- использовать схемы описания социального конфликта;
• владеть:
- правилами взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов: схемы описания социального конфликта; характеристика моделей развития конфликта; инцидент и конфликтная ситуация.
5.7. Схемы описания социального конфликта
Социальному работнику необходимо уметь анализировать процесс конфликта для определения стадий его развития и соответственно способов разрешения. Существует множество различных подходов к методам изучения и описания конфликта. Л.А. Петровская, предложившая первую в отечественной литературе понятийную схему социально-психологического анализа конфликтов, включает в нее четыре основные категориальные группы: структуру конфликта; динамику конфликта; функции конфликта; типологию конфликта.
Обращаясь к схемам, представленным специалистами, можно обнаружить определенное сходство. Так, в результате анализа психологической литературы А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов установили, что при описании конфликта могут использоваться следующие понятия: сущность и генезис конфликта; его эволюция, классификация, структура и динамика, функции конфликта; личность в конфликте; предупреждение и разрешение конфликта; методы его изучения.
|
|
А. Рапопорт на базе динамики развития конфликтов выделял такие типы конфликтов, как борьба, игры и дебаты. Он описывает их на основе различия характеристик, используя при этом разные подходы: «борьбу», по его мнению, лучше рассматривать с помощью психологических концепций агрессии, «игры» - на основе теории игр и других математических моделей, а «дебаты» должны изучаться с помощью теорий И.П. Павлова и 3. Фрейда.
Н.В. Гришина выделяет три модели развития конфликта, которые являются обобщением представлений о его возникновении и конфликтном взаимодействии. Конфликтное взаимодействие развивается на фоне определенного ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер отношений сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», способствующих усилению или ослаблению конфликта, и др., а также прежний опыт взаимодействия сторон.
Важнейшим фактором, определяющим установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером в конфликте, является прежний опыт отношений между ними, который актуализируется с точки зрения относительно новой ситуации разногласий:
1) позитивная установка на достижение договоренности;
|
|
2) неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;
3) нежелание договариваться, актуализация негативных эмоции.
Установки на взаимодействие участников конфликта определяют характеристики их взаимодействия. Типам конфликтного взаимодействия соответствуют и определенные средства воздействия, используемые участниками конфликта по отношению друг к другу. Поскольку участники первого конфликта сохраняют в общении позитивные неформальные компоненты, то и при воздействии друг на друга они применяют позитивные неформальные способы - аргументацию, убеждение, объяснение, просьбу. Если стороны превращают общение в формально-ролевое взаимодействие, они вынуждены опираться при выборе способов преодоления возникших разногласий на формальные возможности.