Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента.
Инцидент - действие, в основе которого лежит формальный повод для непосредственного столкновения участников. Повод - это конкретное событие, которое служит толчком к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и планироваться заранее, но повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало. Следовательно, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии является сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между ними. Конфликтная ситуация не является простым следствием возникающих противоречий и представляет собой следующий процесс:
|
|
внешняя ситуация —> «определение ситуации» —> конфликтная ситуация
Интерпретируя внешнюю ситуацию как конфликтную, субъект начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, трансформируя таким поведением ситуацию в конфликт. При этом принципиальное значение имеют две характеристики перехода: факторы, обусловливающие восприятие ситуации как конфликтной; способы перехода к конфликтному взаимодействию.
Главным признаком, на основании которого субъект определяет ситуацию как конфликтную, рассматривается воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. То есть конфликт - это не просто свойство ситуации, а скорее выводы, делаемые на ее основе. Конфликтная ситуация несет в себе угрозу для участника взаимодействия и требует мобилизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, чтобы добиться желаемой цели, если речь идет о стороне, выступающей как активное начало; обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия.
Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учетом этого определения. В зависимости от того, какой вклад вносит сама внешняя ситуация в возникновение конфликтов и какую роль играют в этом субъективные факторы, все конфликты можно условно расположить в следующем континиуме. На одном его полюсе будут находиться конфликты, вызываемые исключительно внешними причинами: ситуация объективно оказывается столь конфликтогенна, что индивидуальные особенности субъектов фактически не имеют значения, и ситуация вызывает у них одинаковую реакцию. Теоретически можно допустить, что все субъекты будут воспринимать эту ситуацию как конфликтную. На противоположном полюсе, напротив, будут располагаться конфликтные ситуации, вызванные исключительно субъективными факторами: сами по себе они не содержат никакого конфликтогенного начала, но порождены субъективной склонностью людей видеть в таких ситуациях конфликт. Чем ближе к «ситуационному» полюсу, тем больше конфликты вызываются факторами самой ситуации и тем меньшую роль играют индивидуальные особенности субъектов. И наоборот, чем ближе к «личностному» полюсу, тем большее значение приобретает «человеческий» фактор и меньшее объективные особенности ситуации.
|
|
Размер конфликта, по М. Дейчу, определяется степенью предполагаемого различия результатов, получаемых стороной при ее выигрыше или выигрыше другой стороны. Выигрыш понимается как получение удовлетворяющего результата. Речь идет о том, что в данном конфликте важно то, как соотносятся возможный выигрыш и проигрыш каждой из сторон. Чем острее конфликт, тем меньше вероятность его конструктивного разрешения. При лом он имеет тенденцию к расширению, если стороны представлены крупными социальными единицами, если затрагиваются существенные и глобальные вопросы или если конфликт затрагивает принципы. В целом, согласно М. Дейчу, конфликты «здесь и теперь», которые локализованы в терминах отдельных, ограниченных действий и их последствий, легче разрешаются конструктивно, чем конфликты, которые определяются в терминах принципов, прецедентов или прав, когда проблемы растянуты во времени и в пространстве и восходят к общим законам личностей, групп, рас или другим большим социальным единицам или категориям.
К факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, по мнению С. Бордман и С. Горовиц, относят такие индивидуальные характеристики, как атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личную кооперативную или конкурентную ориентацию, способность личности к генерированию возможных альтернатив решения.
В конфликтах, с которыми сталкивается социальный работник, личностные особенности их субъектов приобретают большое значение. Дж. Рубин, говоря об особенностях разрешения конфликтов, подчеркивает такой фактор, как стремление «сохранить лицо», который означает, что люди в конфликте стремятся избежать демонстрации своих слабостей. Человек обладает особенностями, которые не дают возможности прогнозировать его поведение в ситуации конкретного взаимодействия с тем или иным оппонентом. Эту психологическую особенность К. Креч и У. Крачфилд называют терпимостью к несогласию.
В конкретных ситуациях, сталкиваясь с иными позициями, субъект часто входит в противоречие со своими абстрактными представлениями и отвергает возможность свободного проявления других взглядов. Этот фактор, как правило, интерпретируется через социокультурный контекст. Общий контекст позволяет «говорить на одном языке», что облегчает процесс коммуникации и понимания. Отсюда следует, что интергрушювые различия усиливают социальные противоречия. К факторам ситуации обычно относят общий психологический климат, который мог ослаблять или ужесточать конфликт, наличие социальных норм регулирования, «третьих сил», заинтересованных в усилении или уменьшении конфликта. Например, семейный конфликт, связанный с конкретными разногласиями супругов, потенциально будет легче поддаваться конструктивному урегулированию, если он возникает на общем благоприятном фоне, чем при наличии материальных и бытовых трудностей, проблем в воспитании ребенка. Значительное влияние при этом будут оказывать «третьи лица» -ближайшее окружение или иные заинтересованные люди.
|
|
После стадии инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д. Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание).
Эскалация конфликта - ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между субъектами, используются все возможности для победы в противоборстве. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. На этой стадии практически невозможны переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Поэтому могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и цели. В процессе эскалации конфликта возможно изменение ценностных ориентации: ценности - средства и ценности — цели могут меняться мес-иши. Можно выделить следующие основные моменты, характеризующие этап эскалации конфликта: создание образа врага; демонстрация силы; применение насилия; расширение и углубимте конфликта.
Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, выдвижении притязаний и обосновании своих требований. Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, образуют поле мотивации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта соответствует «действительным» потребностям, интересам и ценностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотивации) возникают и разрабатываются, то они становятся реальностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситуации.
|
|
В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех ее уровней: потребностей, ценностей и интересов.
Мотивация -система побуждений, вызывающих активность индивида и определяющих ее направленность. Это осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий, а также совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.
Мотив - с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой -осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Мотивацию как психическую деятельность можно рассматривать как процесс и как результат. Мотивация как процесс в контексте конфликтологии есть осмысление индивидом конфликтной ситуации, оценка различных моделей поведения в конфликте, предполагаемых результатов. Мотивация как результат в контексте конфликтного взаимодействия есть относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение индивида в конфликте.
С точки зрения места локализации мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, решением какой-либо задачи. Ее специфический смысл побуждение индивида к действию с целью укрепить его состояние уверенности и независимости. Внешняя мотивация обусловлена внешними по отношению к индивиду обстоятельствами.
С точки зрения осознаваемости мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми. Осознаваемый мотив — мотив-цель, направляющий деятельность индивида.
Неосознаваемый мотив - скрытый от осознания индивидом побудитель деятельности.
Работа по осознанию как собственных мотивов, так и партнеров по конфликтному взаимодействию исключительно важна и вместе с тем требует не только интеллектуального и жизненного опыта, но и личного мужества. С некоторой долей условности можно сказать, что осознание мотивов деятельности - это и специальная деятельность, имеющая свой мотив: самопознание и самоусовершенствован ие.
Обычно конфликтное взаимодействие полимотивировано, поэтому полезно в множественности мотивов выделять ведущие мотивы и мотивы-стимулы. Ведущий мотив — главный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию. Мотив-стимул - второстепенный мотив, побуждающий к конфликтному взаимодействию.
Мотивы в конфликте - это побуждения к вступлению в него, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, это совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Тем не менее, в конфликте часто сложно выявить истинные мотивы оппонентов, так как в большинстве случаев они пытаются их скрывать. Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значительное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, их реакция на внешние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение принимает личность. Уровень личностного развития - еще один фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человек корректирует свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения, для чего он держит под контролем проявления своего темперамента и характера. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают, когда поведение человека определяют только темпераментные черты характера, а личность не участвует в этом процессе или не в состоянии «совладать с собой». Психологи находят, что уровень личностного развития индивида проявляется, в частности, в его самооценке, которая может быть завышенной, заниженной и адекватной. От них зависит и соответствующий уровень притязаний каждого человека на собственное признание.
При завышенной самооценке человека индивид намеренно подчеркивает свое превосходство над другими и, как правило, имеет постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой потенциально конфликтны, так как поведение человека с завышенной самооценкой формирует у него комплекс превосходства. У людей с заниженной самооценкой и притязаниями много неудач, а следовательно, и переживаний. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него комплекс неполноценности, несамостоятельности, зависимости от других. При адекватной самооценке у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций во взаимодействии с другими. У них даже в конфликтном взаимодействии формируется комплекс самодостаточности. Во время конфликтов им не надо ни возвышаться, ни унижаться перед другим участником конфликта. Такие люди потенциально не конфликтны.
На мотивацию индивида в конфликтном взаимодействии большое влияние оказывает ориентация участника конфликта на манипулирование человеком. Американский психолог Э. Шостром исследовал этот вид конфликтного взаимодействия и выделил среди его участников такие типы, как актуализаторы и манипуляторы. Манипуляторы обычно потенциально конфликтны, что совсем не характерно для актуализаторов. Последних характеризуют честность, прозрачность намерений, искренность, аутентичность, отзывчивость, интерес к партнеру, свобода, спонтанность, открытость, доверие. Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникающие конфликты.
На мотивацию конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает локус субъективного контроля, открытый американским психологом Дж. Роттером. В соответствии со своей научной концепцией Роттер делит людей на экстерналов и интерналов. Экстерналы полагают, что всё, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что всё происходящее с ними есть результат их собственных усилий. В собственных неудачах они обвиняют главным образом себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки. В конфликтах они способны видеть свою причастность и брать ответственность за это на себя.