Турбинные расходомеры применяются для измерения мгновенного или суммарного расхода топлива. Существуют также комбинированные расходомеры, измеряющие как мгновенный, так и суммарный расход.
Рассмотрим схему и особенности конструкции комбинированного расходомера, используемого на самолетах с газотурбинными двигателями. Расходомер состоит из датчика, указателя и тиратронного прерывателя. Кинематическая схема датчика изображена на рис. 9.18. Датчик выполняет две функции: измерение суммарного и мгновенного расходов.
Для измерения суммарного расхода в датчике имеется турбина 4, приводящая во вращение через червячную передачу 3 магнитную муфту, состоящую из двух магнитов 1 и 2, разделенных немагнитной стенкой. Вторичный магнит 1 связан с контактным прерывателем, который при каждом обороте магнита замыкает и размыкает электрическую цепь, ведущую к указателю (прерыватель на рис. 9.18 не показан).
Для измерения мгновенного расхода в датчике имеется турбина 5, связанная с тахометрическим узлом, который выполнен по схеме магнитного тахометра и состоит из постоянного магнита 6, токопроводящего цилиндра 8 и противодействующих пружин 9. На вторичном валу тахометрического узла помещен ротор сельсина 10. Вторичный вал тахометрического узла вместе с токопроводящим цилиндром, пружинами и ротором сельсина вынесен за пределы пространства, заполненного топливом и отделен от него немагнитной стенкой 7. Взаимодействие постоянного магнита 6 с токопроводящим цилиндром 8 тахометрического узла происходит через немагнитную стенку 7.
Контактный прерыватель датчика соединен с тиратронным прерывателем, усиливающим импульсы электрического тока и включающим обмотку реле, расположенного в указателе. Якорь реле механически связан с храповым механизмом, который при каждом импульсе тока поворачивается на один зуб, работая как шаговый двигатель.
С храповым механизмом связана стрелка суммарного расхода топлива.
Обмотки статора сельсина 10 соединены с обмотками статора сельсина-указателя, ротор которого связан со стрелкой, указывающей мгновенный расход топлива.
Кинематическая схема указателя показана на рис. 9.19.
Мгновенный расход указывает короткая стрелка по внутренней шкале; длинная стрелка указывает по внешней шкале остаток топлива, определяемый как разность между начальным количеством топлива и израсходованным на данный момент времени. Следовательно, длинная стрелка при расходовании топлива движется в сторону уменьшения ее показаний.
Начальное количество топлива устанавливается по внешней шкале вручную путем перевода длинной стрелки с помощью зубчатого колеса 13.