Общество

План:

1. Предмет социальной философии.

2. Социальное как объект философского познания.

3. Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система.

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

5. Человек и общество.

6. Духовная жизнь общества.

Задание для «Книги Идей»:

1. Выпишите из словаря и проиллюстрируйте термины: общество, народ, нация, «этнический парадокс», этнос, популяция, государство, партия, семья.

2.Изобразите три источника саморазвития общества:

- взаимодействие общества и природы (антропный принцип, синергетика);

- роль техники и процесса разделения труда (способ производства, производительные силы, производственные отношения, труд, практика);

- реализация религиозного или светского идеала.

3. Осмыслите свое понимание закона соответствия производительных сил и производственных отношений, выполнив упражнение РТВ и рисунок; придумайте графическое воплощение смены общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

4. Выпишите из словаря и проиллюстрируйте понятия: культура, цивилизация, цивилизационные нормы, инверсия, медиация.

5.Выпишите из словаря понятие собственность, проиллюстрируйте формы собственности: общественная, государственная, частная, личная.

6. Выпишите определение отчуждения личности и проиллюстрируйте причины отчуждения: тотальное распространение частной собственности, роботизация и компьютеризация производства, всевластие бюрократии, социальное неравенство и эксплуатация, абсолютизация духовных сил человека (а не Бога).

Выполните упражнение РТВ с понятием отчуждение.

7. Выпишите определение понятий свобода и ответственность, проиллюстрируйте их.

Выполните упражнение РТВ с понятиями волюнтаризм и фатализм; справедливость, право, свобода совести и свободомыслие.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Какова эволюция философского понимания общественной жизни людей?

2. В чем единство и противоречивость общества и природы?

3. В какое время появились идеи полного господства общества над природой и подчинения человечества природе?

4. Когда необходимость гармонизации отношений общества и природы стала глобальной?

5. Какова система общественных отношений?

6. Каковы основные сферы общественной жизни?

7. Проиллюстрируйте многообразие социальных ролей и функций человека примерами из практики дизайна?

8. Каково влияние способа производства на общество?

9. Как может изменяться человек в отношениях собственности, распределения, обмена, потребления?

10. В чем специфика социальной сферы общественной жизни?

11. Как проявляется социальная принадлежность человека в деятельности и отношениях с другими людьми?

12. Что такое социальная стратификация?

13. В чем сущность теории элит?

14. Что означает понятие власти?

15. Какова политическая система общества?

16. Что является главным инструментом политики? Каковы его признаки, функции, формы (правление, устройство, режим)?

17. Каковы виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная)?

18. Какова роль политические партий, общественно-политических организаций и движений?

19. Как понимать мысль о том, что социальная философия занимается изучением общего применительно к общественной жизни?

20. Что есть общее благо и социальная справедливость?

21. Почему важно стремиться к достижению социальной справедливости в любом по строю обществе?

22. Каковы особенности изучения будущего в конкретных социальных науках и в философии (общее и особенное)?

23. Что такое общественный идеал? Достижим ли он? Если не достижим, то какую роль он играет в жизни людей: созидательную или дезориентирующую? А если достижим, то можно ли утверждать, что развитие общества тогда остановится?

24. В чем отличие светского понимания идеала от религиозного?

25. Что такое утопия? Какие принципы положены Платоном в учение об идеальном обществе и государстве?

26. Чем обусловлена значимость исследований категории «социальное»?

27. Какие основные значения имеет понятие «социальное»?

28. Какие дихотомии фиксируют различия между социальным и несоциальным,
социальным как целым и его частями?

29. Каковы основные концептуальные подходы в постижении социального?

30. В чем сущность «предметного» и «проблемного», онтологического и гносеологического подходов в исследовании природы социального?

31. Каковы объективные предпосылки существования общества?

32. В чем состоит отличие «большого» общества от «малого»?

33. Каковы ключевые понятия, раскрывающие природу и сущность общества?

34. В чем заключается философский смысл феномена отчуждения?

35. Каковы основные элементы (сферы) общества как системы?

36. Что означают феномены: а) социализация; б) институализация; в) легити­мация?

37. Что представляет собой динамика общества с точки зрения системного под­хода?

38. В чем заключается диалектика взаимоотношений гражданского общества и
государства?

39. Каковы основные характеристики развитого гражданского общества?

40. В чем особенность современного понимания роли государства в его отноше­ниях с гражданским обществом?

41. Что такое канто-лапласовский детерминизм?

42. Какова специфика законов-тенденций в отношении к законам природы?

43. В каких исторических событиях Вы видите возрастание роли субъектив­ного фактора в истории?

44. Возможно ли стихийное в истории сделать сознательным? Нужно ли это? Почему?

45. Есть ли смысл исторического развития?

46. В чем Вы видите плюсы и минусы исторического прогресса?

47. Каковы возможные будущие пути исторического развития человечества?

48. Чем понятие «народ» отличается от понятия нации?

49. Народ как субъект и объект исторического развития.

50. Какое влияние оказывают индивидуальные качества вождя на ход ис­тории?

51. Охарактеризуйте два значения понятия «сообщество». Сравните понятия общественного класса и социальной группы. Какое из них Вы положили бы в основу при рассмотрении структуры общества?

52. Какой Вы видите структуру общества будущего?

53. Род, народность, нация - покажите историческую преемственность и
различия между ними.

54. Как Вы относитесь к идее «особого пути России»?В чем разница между национальным сознанием и национализмом?

55. Какова объективная наполненность понятия «любовь» как предмета философствования?

56. Почему для общества необходимо брачно-семейное оформление любви?

57. В чем Вы видите роль мужчины и женщины в современной семье?

58. Как Вы относитесь к прогнозу о «пожелтении» или «почернении» че­ловечества (в результате повышенной рождаемости в странах афро-ази­атского региона)?

59. В чем Вы видите смысл решения опроса о приоритете бытия или со­знания?

60. Чем определяется единство общественного сознания и уникальность личного?

61. В чем Вы видите дедукцию индивидуального сознания по отношению
к общественному и индукцию общественного по отношению к индиви­дуальному?

62. Как Вы объясните ситуацию, когда общественное сознание оказалось
впереди общественного бытия, учитывая положение, что «бытие опре­деляет сознание»?

63. Общественное мнение определяется общественной психологией. Как
это происходит? Каковы промежуточные звенья их взаимодействия?

64. Может ли общественная идеология быть неполитической? Объясните
Вашу позицию.

65. В чем ограниченность любого закона?

66. Как соотносятся право и мораль?

67. Каковы различия между понятиями «равенство» и «равноправие».

68. Попытайтесь дать определение культуры.

69. В чем Вы видите динамику ценностного подхода и его роль как двигателя
общественной и личной жизни?

70. Почему современный этап всемирной истории связывают обычно с приходом
научно-технической революции?

71. В чем смысл концепции постиндустриального общества? Какие факторы раз­
вития общества выдвигаются в ней на первое место?

72. Как решаются глобальные проблемы в концепциях ноосферы и коэволюции?

73. Почему возникла потребность в новом понимании сущности общественного
прогресса по сравнению с индустриальной эпохой?

74. Что позволяет понять в развитии современного общества миросистемный.
подход И. Валлерстайна?

75. Почему так сложно и противоречиво протекают процессы модернизации об­ществ в незападных странах?

ФИЛОСОФИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ

Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века «Град Земной», стремящийся к «Граду Небес­ному»
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же уста­новленным общественным договором (Локк, Руссо)
Новейшее время Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
XX в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

НРАВСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ЭТНОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

НАРОД

ПОНЯТИЕ КОНВЕРГЕНЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ

ФИЛОСОФИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: