Для этого с судна пеленгуют магнитный компас, установленный на берегу или на деревянной шлюпке, а с берега или со шлюпки синхронно пеленгуют компас, установленный на судне. Девиация определяется так:
δi = (180° + МПi) – КПi (2.25)
Современные гирокомпасы вырабатывают курс с точностью до 0,5° (при вероятности 0,95) при постоянном курсе и качке не более 2°. При усилении качки и интенсивном маневрировании погрешность курсоуказания может достигать 4°.
Необходимо иметь в виду, что вследствие действия инерционных погрешностей наибольшая точность измерений может быть достигнута через 20...40 мин после окончания маневра, что необходимо учитывать при определении поправок прибора.
Как магнитный компас, так и гирокомпас имеют в своих показаниях систематические погрешности, которые необходимо компенсировать поправками. Эти поправки определяют навигационными или астронавигационными способами, и расчетывыполняет штурман, обычно вахтенный помощник капитана.
В качестве формул расчета применяют известные соотношения:
ΔК=ИК-КК (2.26)
ΔК=ИП-КП (2.27)
Где ΔК, КК, КП — общие обозначения поправки компаса, компасного курса и компасного пеленга.
Таким образом, задача заключается в определении истинных направлений, которые обычно снимаются с карты либо рассчитываются астронавигационными методами, если производится пеленгование светил.
Используют следующие методы определения поправок курсоуказателей:
1. По пеленгу створа навигационных ориентиров при плавании в пределах видимости берегов, ИП створа на карте обозначен.
Кроме искусственных створов часто используют естественные береговые створы навигационных ориентиров, например четкие срезы мысов и т.д. (рис. 2.12).
2. По ИП удаленного ориентира, если судно стоит у причала. В этом случае необходимо точно определить на карте или плане координаты компаса и снять ИП на пеленгуемый навигационный ориентир. У причала обычно имеется возможность определения серии поправок по различным ориентирам. Эти поправки необходимо осреднить для получения наиболее вероятных значений.
3. С помощью ИП светила.
4. По сличению скурсоуказателем, поправка которого известна,
используя формулы, полученные при приравнивании истинных курсов:
ККП + ΔМКП = ККГл + ΔМКГл (2.28)
ККП + ΔМКП = ГКК +ΔГК (2.29)
Уравнения (2.28) и (2.29) решаются относительно неизвестной поправки.
Указанные формулы используют при переходе с показаний одного компаса на другой, если вышел из строя какой-либо из них. Например, при поломке ГК переходим на путевой компас, используя соотношение (2.29):
ККП = ГКК + ΔГК – ΔМКП (2.30)
Отсюда понятна необходимость как минимум раз за вахту и при каждой смене курса производить сличение показаний курсопоказателей.