Реализация «Стратегии развития железнодорожного транспорта» позволит достичь поставленной цели и решить все государственные задачи в области железнодорожного транспорта.
Будет полностью сформирован инфраструктурный базис для обеспечения территориальной целостности и обороноспособности страны, снижены территориальные диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, созданы транспортные условия для ускорения роста российской экономики.
Реформирование обеспечит оптимизацию структуры отрасли и приток инвестиций для модернизации и расширения национальной сети железных дорог.
Железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 г. будет увеличена на 23,8% при полной ликвидации ограничения пропускной и провозной способности.
В полном объеме будут обеспечены растущие потребности экономики страны в перевозках с доведением их качества до мирового уровня. Рост грузооборота увеличится в 1,7 раза. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 26%, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки, – в 3,7 раза.
|
|
В установленные сроки будет доставляться 97% отправок, что является высочайшим уровнем с точки зрения мировых стандартов.
Повышение скорости и надежности доставки грузов будет способствовать снижению потребностей товаропроизводителей в оборотном капитале и тем самым – удешевлению производства и сбыта товаров, повышению конкурентоспособности российской экономики.
Будет решена задача по использованию уникального географического положения России в качестве трансконтинентального транспортного «моста». Железнодорожный транспорт Российской Федерации будет органично интегрирован в мировую транспортную систему. Экспорт транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок возрастет более чем в 3,6 раза.
На магистральном полигоне в 13,8 тыс. км будет организовано тяжеловесное грузовое движение, позволяющее снизить себестоимость перевозок массовых грузов.
В результате реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта» будут существенно удовлетворены потребности граждан в передвижении. При росте пассажирооборота на 30% улучшатся качественные показатели пассажирских перевозок. Маршрутная скорость пассажирских поездов в дальнем следовании возрастет на основных направлениях до 72 км/ч.
Мощный импульс получит развитие скоростного пассажирского сообщения (со скоростями до 160 км/ч и выше), полигон которого будет увеличен в 14 раз – с 650 до 10849 км.
|
|
Будет создано высокоскоростное пассажирское сообщение (со скоростями до 350 км/ч), полигон которого к 2030 году при выходе на максимальный вариант развития превысит 1,5 тыс. км.
Для решения перечисленных задач по максимальному варианту за период 2008–2030 гг. в развитие железнодорожного транспорта общего пользования и промышленный транспорт необходимо инвестировать более 13,7 трлн. руб., в том числе за счет Российской Федерации более 2,7 трлн. руб., субъектов Российской Федерации – 642,4 млрд. руб., частных инвесторов в развитие железнодорожного транспорта общего пользования – 7,2 трлн. руб., в том числе за счет холдинга «РЖД» – 5,6 трлн. руб., частных инвесторов в развитие промышленного транспорта – 3,1 трлн. рублей.
Будет развит кадровый потенциал и повышена производительность труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, что связано с обеспечением адекватного уровня оплаты труда, который должен в 2030 г. достичь 170% от среднероссийского уровня заработной платы (это соотношение определяется как отечественным опытом, так и мировой практикой).
Существенно повысится безопасность, экологичность и энергоэкономичность железнодорожного транспорта, будет обеспечено безаварийное движение. Объемы вредных выбросов снизятся более чем в 3 раза, что позволит иметь благоприятную окружающую среду. Значительно снизится энергоемкость перевозок: удельный расход электроэнергии на тягу поездов будет сокращен на 15%, топлива – на 11%.
На основе повышения эффективности работы модернизированного железнодорожного транспорта при динамичном росте объемов перевозок транспортоемкость ВВП (железнодорожный транспорт) будет сокращена в 1,9 раза (с 3,26 до 1,72 коп./руб.)[3], а за период реализации «Стратегии» с учетом сроков окупаемости проектов мультипликативный эффект для всей экономики Российской Федерации по оценке[4] составит около 40 трлн. рублей.
Будет обеспечена разработка и детальная регламентация порядка организации и осуществления перевозок для государственных нужд, в том числе воинских и специальных перевозок в мирное время и особые периоды, а также распределения обязательств по выполнению мобилизационных планов, содержанию мобилизационного резерва, проведению мероприятий по мобилизационной подготовке.
Будет сформирована система обеспечения безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры. Вероятность предотвращения актов незаконного вмешательства в функционирование объектов составит» 0,92, риск совершения актов противоправного вмешательства снизится на 16–17%.
Таким образом, в результате реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта» до 2030 года будут созданы транспортные условия по обеспечению динамичного развития экономики страны: ВВП увеличится в 4,5 раза, промышленное производство – в 3,3 раза (рис. 14.11, а, б).
|
|
Рис. 14.11. Прогноз роста: а – ВВП в Российской Федерации;
б – промышленного производства в Российской Федерации
Вопросы для проверки знаний
1. Назовите предпосылки разработки «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».
2. Охарактеризуйте современное состояние основных фондов железных дорог.
3. Назовите основные факторы, сдерживающие нормативное обновление основных фондов железных дорог.
4. Приведите сравнительные показатели технического и технологического развития российских и зарубежных железных дорог (США, Западная Европа).
5. Назовите долю затрат железнодорожной инфраструктуры, покрываемую за счет бюджетных средств в РФ и в зарубежных странах.
6. Назовите основные принципы разработки «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 20330 года».
7. Охарактеризуйте основные направления развития железнодорожного транспорта на первом этапе «Стратегии».
|
|
8. Охарактеризуйте основные направления развития железнодорожного транспорта на втором этапе «Стратегии».
9. Назовите основные показатели деятельности железнодорожного транспорта в результате реализации «Стратегии» в конце 2030 года.
10. Назовите необходимые ресурсы для реализации «Стратегии» развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.
11. Назовите источники инвестиций для реализации «Стратегии».
12. Прогнозируемые результаты реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года».