Маркетинг в системе экономических дисциплин рассматривается как многоаспектное явление: это и философия бизнеса, и теория согласования интересов производителя и потребителя, и система производственно-сбытовой деятельности предприятия. Поэтому изучение маркетинга требует как понимания общенаучных закономерностей экономического поведения субъектов рынка, так и конкретных навыков анализа процессов, связанных со сбытовой деятельностью предприятия.
Основная цель изучениядисциплины«Маркетинг» заключается в формировании маркетингового мировоззрения будущего выпускника, способного участвовать в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также маркетинговой стратегии.
Дисциплина «Маркетинг» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент». В ходе освоения дисциплины «Маркетинг» у студента формируются и углубляются следующие профессиональные компетенции:
- способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формировать спрос (ПК-29);
- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способность проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).
Структура пособия предполагает основные понятия по курсу, контрольные вопросы, тестовые задания. По завершению каждой главы предлагаются ситуационные и расчетные задачи для самостоятельного решения, которые могут быть использованы также и для разбора в аудитории во время практических занятий. Задания расчетного характера сопровождаются примерами решений.
Рассмотрение ситуационных задач на практических занятиях помогает освоить правила ведения дискуссии, улучшить обмен идеями в группе обучаемых. В ходе дискуссии не только находится решение проблемы, но каждый студент принимает участие в исследовании, анализе и сопоставлении различных точек зрения, что приводит к более точному и полному пониманию проблемы.
Данное учебное пособие, прежде всего, направлено на повышение результативности самостоятельной работы студентов всех форм обучения.
В результате изучения дисциплины «Маркетинг» студенты должны знать:
- современные тенденции в развитии маркетинга;
- виды маркетинговой информации;
- способы получения и анализа исследовательской информации;
- основные принципы и методы формирования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики организации;
- основы поведения потребителей;
- сущность маркетингового управления предприятием;
- сущность партнерских отношений с потребителями, клиентами, рыночными партнерами.
Студент должен уметь:
- осуществлять сбор, анализ и использование данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- анализировать поведение потребителей;
- сегментировать рынок и позиционировать продукцию;
- формировать спрос на продукцию организации;
- проводить конкурентный анализ отрасли;
- разрабатывать маркетинговую стратегию организации.