Прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя начинается с вопроса о принятии соответствующего решения. В первую очередь, безусловно, его может принять человек, зарегистрированный в качестве ИП, но есть и другие ситуации, при которых может быть закрыта деятельность индивидуального предпринимателя. Согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст.22.3 ФЗ N129-ФЗ)[15] указаны следующие основания прекращения деятельности ИП:

- принято решение о прекращении деятельности;

- смерть лица, являющегося ИП;

- принятие судом решения о признании ИП несостоятельным (банкротом);

- в принудительном порядке по решению суда;

- вступление в силу приговора суда, которым ИП назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Наиболее распространенным из них является принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация факта прекращения деятельности ИП производиться в налоговой инспекции по месту учета. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета необходимо предоставить следующие документы:

заявление установленного образца (форма Р26001), написанное лично заявителем и заверенное нотариусом;

паспорт заявителя и его ксерокопия;

ИНН заявителя и его ксерокопия;

свидетельство ОГРНИП и выписка из ЕГРИП, полученные при постановке на учет в качестве ИП;

справка из пенсионного фонда, подтверждающая оплату пенсионных взносов и отсутствие задолженностей;

квитанция об оплате госпошлины за рассмотрение заявления на закрытие деятельности.

При сборе данного пакета документов следует учесть один момент: пенсионный фонд выдаст вам справку об отсутствии задолженностей только по предъявлении нотариально заверенного заявления о прекращении деятельности. Дополнительно можно принести с собой квитанции об оплате взносов, дабы ускорить процедуру проверки наличия задолженности перед ними. Подготовка такой справки может занять от нескольких часов до нескольких дней (в зависимости от режима работы того отделения, которое ведет ваше дело).

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом о регистрации.

Указанные документы могут быть направлены в регистрирующий орган заявителем лично либо по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения. Если документы направляются по почте, на конверте рекомендуется сделать пометку «Регистрация». Затем налоговый орган выдает заявителю расписку с указанием перечня и даты получения документов (ст.22.3 ФЗ № 129-ФЗ):[16]

С момента приема документов процедура снятия с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя длится 5 рабочих дней. Потом нужно будет прийти и получить (или сделать отметку при сдаче документов о желании получить почтой) пакет документов, подтверждающий, что вы более не являетесь индивидуальным предпринимателем. Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 439 (Приложение 3).

Даже после закрытия физическое лицо несет ответственность за свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя за тот период, в который он был зарегистрирован ИП. Поэтому следует подготовить заранее отчеты и оплатить налоги за весь период деятельности, включая задолженности, если таковые имеются, дабы избежать проблем в будущем.

Сроки хранения регистрационного дела:

Регистрационное дело индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, подлежит хранению в налоговых органах в течение 15 лет. Эти дела хранятся отдельно от регистрационных дел действующих индивидуальных предпринимателей.

Сведения о бывших бизнесменах подлежат удалению из электронной базы данных государственного реестра в течение пяти дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРИП и сохраняются на электронных носителях в регистрирующих органах в течение предельных сроков ведомственного хранения.

По истечении предельных сроков документы, содержащиеся в государственном реестре, и сведения, хранящиеся на электронных носителях, после проведения экспертизы их ценности передаются в установленном порядке на постоянное или временное (75 лет) хранение в государственные архивы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: