Структура и инфраструктура рынка

На ранней стадии существования рынка (в Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах) он находился в неразвитом – слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента. При капитализме торговля на городских площадях была вытеснена совершенно иной системой рынков и множеством торговых зданий различного назначения. Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков.

Система рынков – совокупность всех рынков, расчлененных на основе самых разных критериев. Такая совокупность образовалась, в конечном счете, во второй пол.ХХ столетия под воздействием ряда факторов:

1- в условиях индустриального и постинд. производства многократно расширилось рыночное пространство за счет широкого преобразования натурального производства в товарное; распространения отношений купли-продажи на раб. силу основной массы трудящихся; быстрого рзв. сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ; превращения конечных результатов научных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок) в товарный продукт.

2-современное производство стало создавать в огромных количествах весь спектр полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне рзв. человека. Реализация таких благ не могла происходить на каком-то одном рынке и потребовала их дифференциации.

3- усилившееся в XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу. В этой сфере возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей товаров и услуг разного вида.

4- в рез. широкого рзв. АО объектом массовой купли-продажи стали ценные бумаги на специализ. рынке цен.бумаг.

5- интенсивный рост международных эк. связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

В соврем. системе рынков достаточно определенно выделяются следующие элементы или крупные отрасли рын. деятельности.

В современной системе рынков по критерию “объекты рыночного обмена” выделяются: рынок

• потребительских продуктов (подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непрод. блага, рынок жилья..;

• средств производства (приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, трансп. средства, здания, сооружения, сырье;

• рынок услуг (виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страх. операции, коммерческие, соц., культурные, духовные.);

рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технол. освоения в производст;

• рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных ден. средств, используемых в производственных целях);

• рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);

• рынок валют (нац. и международные учреждения, ч/з к-рые производятся покупка, продажа, обмен ин. ден. единиц и ден. расчеты с др. гос-ми;

•рынок информационных продуктов;

• рынок духовных благ (область платной реализации продуктов ин теллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активная эк. роль. Рынок стал обеспечивать производство всего комплекса необходимых субъективных материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно нац. хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается существование и значение товарного производства, а только отражается то новое состояние эк. организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рын. отношений. Способ осуществления такого воздействия зависит от форм и типов взаимодействия агентов рынка. Эк. субъектами рын. экономики являются домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство – это эк. единица в составе одного или нескольких лиц, связанных брачно-семейными отношениями, к-рая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – эк. единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли и использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юр. и полит. власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными объектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хоз. субъектыв/действуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке, образуя поток доходов и расходов, который м.б. представлен след. схемой. Домохозяйства, имея факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), предоставляют их ч/з рынок ресурсов фирмам, которые, в свою очередь, предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата факторов производства выступает на стороне фирм расходами, а на стороне домохозяйств – доходами. Домохозяйства будут предъявлять спрос на необходимые продукты и услуги на рынках товаров и услуг и тратить свой доход на их приобретение. Предприниматели, предлагая и реализуя произведенную продукцию, будут соответственно получать доход.

Эту схему можно существенно усложнить, если учесть еще связи домохозяйств и фирм с гос. сектором, который также осуществляет закупки на рынке товаров и факторов производства. В то же время государство получает в виде налогов часть дохода частного сектора экономики. Нужно отметить, что этот “поток” доходов и расходов постоянно находится в движении. Существуют и другие способы классификации рынков.

Типы рынка. Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натур. хозяйству. Как мы знаем, в натур. хозяйстве создаваемые продукты поступали в распределение, которое зачастую не предоставляло потребителю возможность выбирать по его желанию те или иные блага. В отличие от этого жесткого порядка рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень эк. свобод. Для покупателя данные свободы касаются выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Для продавца свобода заключается в выборе наиболее подходящего покупателя и возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в выборе устраивающих их условий торговой сделки. По степени развитости этих и иных хоз. свобод рынки можно подразделить на три типа:

1 тип рынка – свободный рынок -обладает максимумом эк. свобод в их классическом понимании, о к-ром сказано выше. Между тем определение “свободный рынок” требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободени от кого. Свободным явл.-ся для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукцию и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на классическом рынке строятся только по горизонтали. Между контрагентами (договаривающимися сторонами) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок). Свободен от вмешательства гос-ваи строгого правового регулирования. Ради истины следует признать, что часто такая неограниченная свобода оборачивается своей неприглядной стороной. В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими правил игры этот тип рынка получил нелестные названия – “дикий”, “уличный”, “нецивилизованный”.

2 тип рынка – нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но между ними имеются существ. различия. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность – теневую торговлю- ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате сборов, налогов). Нелегал-ным явл. и “ черныйрынок. На нем подпольно торгуют товарами, к-рые законом запрещено реализовывать(наркотики, оружие).

1 и 2 типам рыночных отношений присуща определяющая черта – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рын. сфере: 1)на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших фабрик; 2)производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями; 3)сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению. Такое положение было характерно для производства и рыночного обмена XV–XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Рынок 3 типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, к-рый закреплен в правовых нормах и поддерживается гос-вом. Переход в ХХ в. к этому типу рынка обусловлен объективными причинами: 1- высокий уровень концентрации и специализации производства и расширение масштабов обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными затратами капитала, крупные фирмы стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Примечательно, что по заказам фирм и государства реализуется, например, до 60% автомобилей и до 100% станков; 2- усиление общественного характера рыночных связей. Если в прошлом производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, то теперь на их пути – большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса покупателей – наладка и ремонт проданных изделий, гарантийное и сервисное обслуживание потребителей. Все это привело к существенному усложнению рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.

Инфраструктура рынка.

Термин “инфраструктура” (от лат. infra – ниже, под; structura – cтроение) означает всю систему обслуживания, функция которой состоит в обслуживании производства и населения.

Инфраструктурасовокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, актов купли-продажи, или совокупность отраслей систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел несколько этапов, связанных с крупными вехами в общественном разделении труда.

Сегодня выделяю: 1- производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, опт. торговлю),

2- соц. инфраструктуру – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорт и связь для обслуживания населения, образование, здравоохранение, соц. обеспечение.), работа которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение ж/д и интеллект. развития населения, 3- инфраструктуру рынка.

Особенностью хоз. деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их функционирования нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д.

Новым видом инфраструктуры является рын. инфраструктура. С рзв рын. механизма в экономике страны появляется необходимость специализир-го вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка, призванная обеспечить цивилизованный характер деятельности рын. субъектов, облегчает участникам рын. отношений реализацию их интересов, повышает оперативность и эффективность работы субъектов экономики, организует оформление рын. отношений и облегчает юр. и общественное регулирование деловой практики. Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационно небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6) системы обеспечения деловых коммуникаций; 7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10) таможенная система; 11)профсоюзы работающих по найму;

12) система высшего и среднего образования; 13) аудиторские компании;

14) консультативные (консалтинговые) компании. Функции инфраструктуры рынка заключаются в следующем:

•облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов; • повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;•организационно оформлять рыночные отношения; •упрощать формы юр. и эк. контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: