Бланк опросника

Интересы и проб­лемы, наполняю­щие мою жизнь Указать эмоции, которые они вызывают Г Н Е В ПР Е 3 Р Е Н И Е О Т В Р А Щ Е Н И Е С Т Р А X Р АДОСТЬ Г Р У С Т Ь У Д И В Л Е Н И Е В каждую строку записать номер сновидения, пер­сонажа и (или) темы, которые я соотношу с указан­ной проблемой
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
Основные темы и персонажи моих сновидений Указать эмоции, которые они вызывают Г Н Е В ПР Е 3 Р Е Н И Е О Т В Р А Щ Е Н И Е С Т Р А X Р АДОСТЬ Г Р У С Т Ь У Д И В Л Е Н И Е В каждую строку записать номер проблемы, которую я соотношу с этим сновидением
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Вторая цель нашего исследования—теоретическая — до­казательство существования взаимосвязи и взаимовлияния между сновидческой реальностью и реальностью бытийной и единство их происхождения как разных планов единого транс­коммуникативного бытия.

В данном исследовании мы не ставили перед собой зада­чи выявления тендерных различий в образах сновидческой и бытийной реальностей. Более того, мы думаем, что тендер­ные отличия если и имеют какое-либо значение, то только на уровне исследования человека как биологического вида. Для изучения и постижения духовной сущности человека важным является совокупность индивидуальных характеристик в контексте уникальности его жизненного пути.

В результате проведенного нами исследования было вы­явлено, что у всех испытуемых субъективный контроль нахо­дится на среднем уровне, что свидетельствует об их склонно­сти в равной степени как брать на себя ответственность за происходящее с ними и вокруг них в реальности, так и воз­лагать эту ответственность на судьбу. Эти три направления и лежат в основе опросника УСКа.

Что касается результатов полученных при помощи опрос­ника Цунга, то после проведенного эксперимента мы смогли наблюдать следующие изменения: в графе «Отсутствие деп­рессии» произошло увеличение показателей с 55,56% до 77,78%; в графе «Нерезко выраженная депрессия» — умень­шение с 22,22% до 11,11%; в графе «Умеренно выраженная депрессия» показатели остались на прежнем уровне (11,11%), но в графе «Выраженная депрессия» произошло снижение показателей с 11,11% до 0%, что дает основание говорить о перераспределении в данных графах. Таким образом, можно сделать вывод о стабилизации психоэмоционального состоя­ния у участников эксперимента.

С помощью личностного опросника А.Т. Джерсайлда мы оценивали такие качества личности, которые в жизни пред­ставлены в виде более или менее стойких внутренних состоя­ний, влияющих на отношения человека с окружающим ми­ром. Ответы на вопросы в данной методике сгруппированы вокруг девяти состояний личности: одиночество, бессмыс­ленность существования (ощущение бессмысленности суще­ствования), свобода выбора (отношение к авторитету), враж­дебный настрой, половой конфликт, расхождение между ре­альным и идеальным Я, свобода воли, чувство неприкаян­ности (бездомность), безнадежность. Каждому состоянию в опроснике соответствует четыре суждения, а всего их 36. Максимальная оценка степени выраженности того или иного качества или состояния личности по данной методике равна восьми, а минимальная — нулю баллов. В заключение для каждого из девяти состояний личности определялась сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, свя­занным с данным состоянием личности. Она и представля­ла собой оценку данного состояния. Выводы об уровне раз­вития делались по следующим показателям:

• 7—8 баллов—очень сильно выраженное состояние личности;

• 5—6 баллов — сильно выраженное состояние личности;

• 3-4 балла — умеренно выраженное состояние личности;

• 0-2 балла — слабо выраженное состояние личности.

При анализе результатов, полученных при помощи создан­ного нами опросника на выявление взаимосвязей между сно­видческой реальностью и реальностью бытия, а также эмо­ционального фона, был замечен ряд закономерностей.

Так, образ детей заявлялся в реальности бытия до экспе­римента у 33,33% исследуемых. Этот образ в бытийной ре­альности коррелировался на сновидческом уровне в виде та­ких символов, как: «дом», «земля», «лес», «роща», «детство», «находка». На обоих планах бытия они сопровождались эмоциями «радость», «удивление. Никто из реципиентов ни на одном из планов бытия не выделил отдельно «дочь», од­нако «сын» выделен у 33, 33%. Это понятие в сновидческой реальности совпадает с некоторыми определениями из разде­ла «дети» у 22,22%, («лес», «роща», «находка»), но у 11,11% вызывает индивидуальные образы («беспорядок в вещах», «прыжки, переходящие в парение»). Первый ряд образов как на сновидческом плане, так и на бытийном, и на эмоцио­нальном уровне совпадал с разделом «дети», в то время как ко второму ряду добавлялись, кроме этих, еще такие эмоции как «тревога», «грусть». У 11,11% отдельно выделен образ «падчерица», который по всем сказочным канонам, на обоих планах бытия сопровождался негативными эмоциями («от­вращение», «презрение»), а в сновидческой реальности проявлялся в виде символического определения «ощущение тя­жести при ходьбе». У 22,22% образ снохи был представлен в сновидческой реальности символическими определениями «толпа», «затруднения», «болото» и сопровождался Эмоция­ми «гнев», «удивление», «грусть». У тех же 22,22%, выделивших отдельно образ снохи, образ сына сопровождается как положительными, так и отрицательными эмоциями, и у них же, в отличие от тех, у кого не заявлен образ снохи, отдель­но выделен образ внука, который определяется исключительно через эмоции «радость», «удивление» и выражается в сно­видческой реальности в образах «находка» и «роща». Тема родителей, родственников в 100% возникает только в случае их отсутствия в бытийной реальности (смерти) и в 88,89% возникает в сновидческой реальности в виде голосов и со­провождается эмоциями «радость», «грусть». Интересно от­метить, что эти же эмоции возникают и при воспоминании о близких людях, присутствующих в бытийной реальности, в случае психологического отдаления между ними и сновид­цем по независящим от него причинам (женитьба, несбыв­шиеся надежды) при сохранении к ним у сновидца теплых чувств.

У 33,33% тема секса соотносилась в сновидческой реаль­ности с символом воды и сопровождалась эмоциями радости и удивления. У 11,11% эта тема в сновидческой реальности возникала в виде «барьера, преграды» и сопровождалась эмо­циями «отвращение, удивление», что указывает, с нашей точки зрения, на существование у них проблем в данной сфе­ре, а так же подтверждает нашу гипотезу о существовании у сновидений, кроме открытых предшествующими исследова­телями, диагностическо-предсказывавающих функций.

«Любовь» заявлена в разделе «проблемы и интересы» у 44,44% и была представлена в сновидческой реальности через образы «огонь», «вода», «полет», «выбор», «поиск», «на­ходка».

Стремление к знаниям и их пополнению было заявлено у 88,89% из 100% и квалифицировалось через определения «са­мосовершенствование» (33,33%), «познание мира» (22,22%), «познать перестройку» (11Л1 %), «самообразование» (22,22%), «книги» (33,33%) (при анализе количественных соотношений следует учитывать моменты перекрещивающихся совпадений, определяемых в математике как круги Эйлера).

Эти проблемы реального бытия проявлялись в сновидчес­кой реальности в следующих образах: «самосовершенствова-ще» — «движение», «вода», «полет», «деревья», «церковь»; «познание мира» — «небо», «я иду», «дорога»; «понять пере­стройку» — «дорога», «книги», «движение», «вода бурля­щая», «обрыв», «дорога». Из выше перечисленного видно, что наиболее встречающимися в этом разделе являются сле­дующие образы: «движение» (33,33%), «дорога» (33,33%), «вода» (22,22%К полет (22,22%).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что «конк­ретная» реальность более символична, чем символический, с общепринятой точки зрения, мир сновидений. Например, такое экзистенциональное понятие кок «любовь» в реальнос­ти бытия у одного из реципиентов, до эксперимента, опре­делялось через образы «нонет», «выбор», «находка», в то вре­мя как в сновидческой реальности, у этого оке реципиента, оно было представлено через образ «потеря», который точно определяет, с нашей точки зрения, как прошлый опыт сно­видца, так и его состояние, которое подчеркивалось эмоци­ональным сопровождением: в реальности бытия — «радость», «удивление»; - в сновидческой реальности •— «грусть», «удив­ление». Эта же тема, после эксперимента, в реальности бы­тия определилась через образы «полет легкий», «голубое небо», «поиск» и в сновидческой реальности выразилась че­рез них же, проявив совпадение с заявленным в реальности бытия «интересом», «внук». Тема потери из сновидческой реальности исчезла.

У другого реципиента в реальности бытия в разделе «инте­ресы и проблемы, наполняющие мою жизнь» заявленная тема «секс» до эксперимента соотносилась в сновидческой реаль­ности с образами «барьер», «преграда» и после окончания эксперимента — с образами «вода», «бык», что явно указы­вает на существование некой проблемы и последующее ее раз­решение.

Кроме того, моментов совпадений в сновидческой реаль­ности гораздо меньше, чем в реальности бытийной. Если в реальности бытия совпадения в 51,85%, то в сновидческой реальности — только 10%. Эти 10% разлагаются на четыре образа, а именно: «движение» — 7,5%, «полет» — 7,5%; «вода» — 10%, «земля» — 5% и могут быть соотнесены с че­тырьмя основными магическими стихиями (огонь, вода, зем­ля, воздух) две из которых представлены в сновидческой ре­альности прямо, а две косвенно: огонь — движение, воздух — полет, вода — вода, земля — земля. К тому же, через них выражены следующие сферы реального бытия: «земля» — «от­ношения с мужчинами», «здоровье»; «полет» — «самосовер­шенствование», «любовь»; «движение» — «работа», «карье­ра», «секс», «финансовые проблемы», «близкие люди», «по­знание мира»; «вода» — «самосовершенствование», «позна­ние», «секс», «любовь», «дети»123.

Таким образом, если и происходит совпадение образов, то они несут исключительно индивидуальную нагрузку и, сле­довательно, можно сделать вывод о преобладании в сновид­ческой реальности индивидуальных и семейных символов над архетипическими. Так, у одного из сновидцев в сновидческой реальности образ «подоконник» соотносился с понятием смерти. В течение его жизни этот образ появлялся в его сновидениях пять раз, и каждый раз через один-два дня после этого сновидения человек, который «играл» в этом сновиде­нии «главную роль», умирал. Важно, что сновидец не знал, что в эзотерических учениях окно (подоконник) символизи­рует выход в астрал.

На основании результатов нашего исследования, мы мо­жем рекомендовать данную феноменологическую методику для гармонизации личности, улучшению ее взаимоотношений с внешним миром, разрешению проблем личностного роста.

Для понижения уровня тревожности у людей, находящих­ся в стрессовых или депрессивных состояниях, предлагается методика консультативно-профилактической ориентации, которая была апробирована на выпускниках старших классов города Томска в 1998 году.

123 Колесникова Г.И. Категория «гармония» в социокультурном контексте: Монография. — Томск: Изд-во ТГПУ, 2002.

При создании этой методики был использован курс П. Левинсона по преодолению депрессии, основанный на психолого-образовательном подходе и включающей в себя ов­ладение респондентом, при помощи специалиста, информа-тцвными знаниями. А также исследования в области снови­дений: «фасадный» и «скрытый» уровни содержания снови­дений Фрейда124, «культурологический» подход в работе со сновидениями Бонима125, «пространство сновидения» Масуд Кан126, «коллективное бессознательное» Юнга127, взгляд Адлера128 на символику сновидений как разновидность язы­ка, на котором излагается жизненная ситуация индивида, и его убеждение о существовании неразрывной связи между манерой сновидеть и манерой жить.

Мы взяли за основу своей методики работу со сновидени­ями, так как особые черты изложения сновидения дают боль­ше преимуществ при решении задачи по распознаванию спо­соба примирения двух сторон в бессознательном. С одной сто­роны, мы можем охарактеризовать их как благоприятные ас­пекты диссоциации, в которой можно иметь две цели по цене одной: тайну, одновременно хранимую и открываемую; теку­щее действие, защищенное прошлым временем; зрительный образ, недоступный другим, благодаря кажущемуся разрыву между видением и изложением; невыносимую правду, одно­временно излагаемую и отрицаемую посредством временного, помещения ее в контекст отражающей нереальные события мысленной формы, не принимаемой.слишком серьезно. Однако, с другой стороны, для каждого расщепленного ас­пекта можно найти интегрирующую функцию — в результате отказа от полного набора измерений конфликтного состоя­ния появляется новое дифференцированное целое. Нигде не видно этого более ясно, чем в использовании символов в тек­сте сновидения и в самом расширенном варианте этого аргу­мента — в самом использовании изложения сна как средства связи между внутренним объектом, «Я», и другим; в выра­жении конфликта между признанными и отрицаемыми намерениями, и, наконец, в обнаружении не только того, что человек хочет в своей жизни, но также и способностей орга­низующей функции сновидца в данное время. То есть слия­ние конкретизированных образов сновидения и дезинтегра­ции границ эго имеют функцию конкретизации, которую следует понимать как попытку усилить чувство идентичности или ощущения Я, не как продукт разрыва отношений между Я и объектом, символом и символизируемым. В фокусе ана­лиза при данной методике оказывается не сновидение, а сно­видец. Сам же анализ способствует эмоциональному росту респондента.

Предлагаемая методика включает в себя:

1) проявление манифестного значения сновидения;

2) разделение сновидения на системные элементы;

3) установление деталей;

4) распознавание скрытого смысла, который респондент
придает этим деталям;

5) работа с ассоциациями клиента по поводу сновидческой реальности, направленная на осознание респонден­том себя в сновидении;

6) формирование идеального хода событий с точки зре­ния сновидца;

7) составление идеального конца события в сновидческой реальности с точки зрения сновидца;

8) соотнесение событий в сновидении с событиями в субъективной реальности сновидца;

9) формулировка актуальной проблемы, существующей в реальности бытия сновидца и планирование действий по ее позитивному разрешению.

Прежде чем развивать свою мысль дальше необходимо на­помнить применяемую в данном контексте терминологию. Под «реальностью» мы понимаем вещественность, онтологи­ческое бытие-в-себе, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связки, все то, что может возникнуть и возникло во времени к может быть отне­сено к вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Сле­довательно, в термин «сновидческая реальность» вкладывают те события, явления» переживания, образы, которые воз­никают во время сновидений.

Таким образом, через анализ структуры сновидческой ре­альности и ее оценки сновидцем выводится структура трав­мирующей ситуации, способы компенсаторного поведения и разрешения ее пациентом. А от созданной им идеальной мо­дели сновидения реципиент переходит к созданию новой про­дуктивной модели поведения в собственно реальности бытия.

124 Фрейд 3. Введение в психоанализ / Пер. с нем. — М., 1991.

125 Bonime W. Dreams, insight, and functional change // Journal of the American Academy of Phychoanalysys, 1991. № 19. P. 124-140.

126 Kан М. Правильное и неправильное использование сновидения в психической жизни // Современная теория сновидений / Пер. с англ. — М., 1998. С. 133-147..

127 Юнг К.Г. Аналитическая психология / Пер. с анл. — СПб., 1994.

128 АдлерА. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. — М., 1995.

В результате коррекционно-профилактической работы реципиент должен освоить под руководством специалиста следующие этапы:

1) научиться осознавать и вербализировать свои чувства, мысли, желания, поступки;

2) прийти через работу со структурой сновидческой реаль­ности к пониманию своего влияния на ее содержание (Я-Миротворец);

3) научиться переносить ответственность с происходящего в сновидческой реальности на происходящее в реально­сти бытия;

4) сформировать предпосылки к позитивному мышлению, активной жизненной позиции, стремлению к самоана­лизу, самораскрытию и самоактуализации.

Курс рассчитан на 20 сеансов. Первая неделя — каждый день, вторая-третья — 3 раза в неделю, четвертая-пятая — 2 раза в неделю, шестая-седьмая — один раз в неделю. Ме­тодика была опробована на группе из пятидесяти человек. Для контроля эффективности предлагаемой методики реци­пиенты были протестированы тестами СМОЛ, САН до и пос­ле проведения эксперимента, опросником Басса—Дарки на депрессивность.

При анализе результатов, полученных при использовании опросника САН (диаграммы на рисунках 6, 7) до и после пилотажного исследования, схема и методы которого были подробно изложены в третьей главе, заметно значительное повышение в шкале «Активность» до него (высокая актив­ность — один из возможных показателей депрессивности, в этом случае возможен психопатический диагноз: стремление к деятельности на фоне депрессивного состояния), а именно: 29% имели значение выше 4 баллов и 12% 4 балла до и некую стабилизацию после. Это выразилось в следующих цифрах: в графе «Выше 4 баллов» — 15% и в графе «4 балла» — 28%, что в сравнении с Предшествующими результатами дает картину чекой общей стабилизации психоэмоционального фона. Мы считаем, что в данном случае снижение показателя по пара­метру «Активность» свидетельствует о нормализации психи­ческих процессов реципиентов.

Кроме того, при анализе полученных данных видно, что шкала «Активность» не только не автономна по отношению к шкалам «Самочувствие» и «Настроение», но и активно влия­ет на показатели по ним. Так при высоких показателях по шкале «Активность» до начала эксперимента у реципиентов наблюдались низкие показатели по шкалам «Настроение» и «Самочувствие». Снижение же показателей по шкале «Ак­тивность» привела в равновесие и другие шкалы, что можно расценить как свидетельство стабилизации духовно-душевно­го состояния испытуемых.



Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: