Консультирование родителей по проблемам детей и подростков

Частных случаев достаточно много. Их можно классифицировать по проблемам или по индивидуальным особенно­стям клиентов, по возрастным группам или кризисным пе­риодам, но все это разнообразие вариаций можно свести к некой общей схеме, отталкиваясь от которой возможно дви­гаться в любом направлении.

Как уже отмечалось, проблемы поведенческого плана, а также отдельные соматические заболевания детей и подрост­ков напрямую связаны с неблагополучием в супружеских от­ношениях между родителями. Однако проблемы взаимо­отношений между супругами имеют истоки, в свою очередь, в родительских семьях каждого из них. Таким образом, по­лучается замкнутый порочный круг: проблемы детей — про­блемы в супружеских отношениях между родителями — лич­ностные проблемы каждого из супругов — проблемы в роди­тельских семьях каждого из родителей — проблемы в будущих семьях "детей — проблемы их детей. Установленный факт, что структура взаимоотношений в семье на подсознательном уровне воспринимается детьми и те, став взрослыми, нео­сознанно начинают воспроизводить алгоритм жизни родите­лей в своей жизни. Другими словами: они не живут свою жизнь. Они снова и снова проживают жизнь своих родите­лей. Точнее, одного из них, того, с кем отождествляли себя в детстве. Это, конечно, упрощенная схема, которая может осложняться такими моментами, как неосознаваемые внуше­ния родителей: сказанные в состоянии аффекта слова, их навязчивые идеи по поводу «похожести» ребенка на кого-либо из родственников иди наличия у него какого-либо негатив­ного качества. Например: «приговаривания» мамочки над сыном: «Такая же бестолочь, как твой отец»: если и будут иметь положительный эффект, то только в том моменте, что! она через некоторое время сможет убедиться в своей «прозор­ливости» и воскликнуть в праведном гневе или отчаянии (всё зависит от личностных предпочтений данной достойной дамы): «Я так и знала!». Довольно слабое утешение на фоне загубленной судьбы ребенка. Однако не надо представлять себе ребенка, подростка таким уж беззащитным ягненком, отданным на заклание супружеских отношений между роди­телями. Учеными достаточно давно осознан тот факт, «что псевдодихотомическое разделение факторов, значимых для формирования индивидуальности, на те, которые "от генов", и те, которые "от среды", является искусственным и упро­щенным. Помимо двух главных составляющих фенотипической дисперсии — генетической и средовой — существует не­сколько факторов, возникающих в результате взаимодействия (или совместных действий) среды и генов, и часто этим фак­торам принадлежит весьма существенная роль»129. Иначе: каждый субъект волен выбирать. Еще Платон в труде «Госу­дарство» писал: «Вина выбирающего — Бог невиновен». У любого человека всегда есть выбор, даже если это выбор «между пером и веревкой». Каким образом консультант мо­жет сделать правильный выбор?

Прежде веем, когда на прием приходит обеспокоенный родитель, необходимо его успокоить. Поскольку проблемы детей родители воспринимают на свой счет («Я — плохой»), это порождает у них вполне естественную защитную реакцию, выражающуюся либо в агрессии на других (это они винова­ты... учителя, бабушки, второй супруг, сверстники...), либо в агрессии на себя (я недоглядел(а), не знал(а) не уберег(ла). И та и другая реакции одинаково плохи, поскольку уводят от сути проблемы и, следовательно, не способствуют решению.

Каким образом можно успокоить родителя? Поскольку всем свойственно желание «быть хорошими», то главной успокои­тельной пилюлей, снимающей чувство вины и напряжение, будет прием «похвали» или «комплимент»: «Вы такой замеча­тельный (заботливый, любящий) родитель!».

129 Психогенетика / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко. — М, 2000. С. 125.

Следующий важный момент: ни в коем случае нельзя за­являть родителю, что истинная причина находится в нем и его отношениях с супругом (супругой), Начинайте работать с тем, что вам предъявлено клиентом. В данном случае — это проблема ребенка. По этому поводу важно, исключив воз­можность наличия клиники, выяснить:

1) всегда ли у ребенка была данная проблема;

2) в чем именно она выражалась;

3) с какого момента возникла;

4) что перед этим изменилось в структуре семьи (рожде­ние нового ребенка, приезд кого-либо из родственников);

5) что перед возникновением данной проблемы измени­лось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);

6) кто первый обратил внимание на данную проблему;

7) как сам ребенок ее воспринимает;

8) что уже делали для решения данной проблемы;

9) в чем сам родитель видит ее причины;

10) что намерен предпринять;

11) какие возможные препятствия видит на своем пути;

12) что думает по этой проблеме второй родитель.

Третий шаг в первой консультации родителя по проблеме

ребенка — предложение второй консультации совместно с другим родителем и ребенком. Довольно часто от подобной встречи пытаются отказаться, ссылаясь на то, что второй суп­руг (часто именно отец) не сможет (занят на работе) или не захочет (воспитание — прерогатива матери) прийти. Здесь, в целях усиления мотивации, можно усугубить возможные последствия данной проблемы, указав на то, что именно объ­единившись, родители могут достичь успеха, поскольку для ребенка они значимы и неделимы (данный момент, возмож­но считать началом консультирования по разрешению про­блем супружеских). Если клиент соглашается — хорошо. Специалист договаривается с ним о следующей встрече. Если нет, то исходя из собранной информации и действуя по этапам консультативного процесса, вырабатывается оптимальный вариант решения проблемы.

Родителю (ям) могут быть предложены: тест родительско­го отношения (выявление отношения к ребенку130, родительский опросник на выявление стиля семейного воспитания i (АСВ), опросник Томаса (на его способы выхода из конф­ликтных ситуаций131).

Опросник Томаса в данном контексте будет уместен, по­скольку в некоторых случаях родители в силу своих особенно­стей могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций или способствовать их усугублению.

Опросник Томаса

Цель данной методики заключается в определении стиля поведения в конфликтной ситуации, личностной предраспо­ложенности к конфликтному поведению.

В основании типологии конфликтного поведения К. То­маса положены два основных стиля поведения: кооперация — внимание человека к интересам других людей и напорис­тость — акцент на защите собственных интересов. В соот­ветствии с ними Томас выделил способы регулирования кон­фликтов:

а) соревнование (соперничество), выражающееся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) приспособление— принесение своих интересов в жертву другому;

в) компромисс— достижение соглашения путем взаимных уступок;

г) уклонение (уход) от конфликта — отсутствие стрем­ления к кооперации и к достижению собственных целей;

д) сотрудничество— нахождение участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.

Томас считает, что только в случае сотрудничества обе сто­роны оказываются в выигрыше. Избегание же конфликта не приводит к успеху ни одной из сторон. При конкуренции, приспособлении, компромиссе проигрывают либо оба, либо один из участников конфликта.

Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар.

130 Ненов Р.С. Психология. Кн. 3: Психодиагностика. — М., 1998, С. 503.

131 Практическая психология в тестах / Сост. Р. Римская, С. Римский. — М., 1998. С. 310-314.

Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: «а» и «б». Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в боль­шей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: