Социально-психологические проблемы родителей: страхи (страх потери, страх патологии), тревога, эмоциональная нестабильность, непринятие родового норматива, перенос ответственности, эмоциональная деформация, ролевое смешение, закрытость, трудности в адаптации, жертвенность, размытость границ.
Социально-психологические проблемы детей: недостаток любви, чувство неполноценности, неуверенность в будущем, страх будущего, страх несоответствия, неадекватная самооценка, потребительская позиция, непринятие ответственности, склонность к асоциальному поведению, суицидальный риск, инфантилизм, проблемы организованности, склонности к зависимости, эгоизм.
Как мы видим, каждый случай будет носить индивидуальный характер. Даже в одном типе неблагополучной семьи набор социально-психологических проблем, которые должны стать мишенью для работы специалистов будет разным. Поэтому наиболее эффективным будет сопровождение, построенное на технологии работы со случаем, которую мы опишем чуть ниже.
|
|
Существует три возможных уровня (по глубине и сложности) работы с неблагополучной семьей. Первый уровень ориентирован на все семьи группы риска и включает в себя:
− Первичную диагностику (сбор информации).
− Консультирование (педагогическое, социально-психологическое).
− Просвещение (информирование родителей, детей).
− Первичную медицинскую и психотерапевтическую помощь.
− Профилактика: определение шагов сопровождения.
− Разделение ответственности.
Второй уровень ориентирован на семьи, в которых низкий реабилитационный ресурс:
− Углубленная диагностика, в том числе сеть контактов (индивидуальные программы адаптации и реабилитации для детей).
− Коррекционно-развивающая работа (для детей).
− Психологическое консультирование (для родителей).
− Прогнозирование и мониторинг.
Третий уровень ориентирован на наиболее сложные случаи, когда специалисты психолого-педагогических центров и образовательных учреждений не могут помочь только своими силами:
− Признание ограничений, передача клиентов другим специалистам (с поддержанием связи для последующего сопровождения в условиях школы)
− Психотерапевтическое консультирование (помощь в определении ребенка или члена семьи к психотерапевту)
− Медикаментозная поддержка, лечение.
Семей и детей в СОП в учреждении образования немного и наиболее эффективная работа по сопровождению этой категории - технология работы со случаем. Согласно специфики проблем, которую мы рассмотрели выше, каждая индивидуальная программа сопровождения будет носить особый, неповторимый характер.
|
|
Методами мониторинга изменений семьи в процессе сопровождения будут:
− Структурированное и полу структурированное наблюдение за взаимодействием членов семьи друг с другом в домашних условиях и при проведении групповых мероприятий
− Структурированное и полу структурированное наблюдение за ребенком в различных социальных ситуациях
− Опрос специалистов, работающих с детьми и родителями
− Опрос людей из ближайшего окружения семьи
− Анкетирование членов семьи
− Тестирование членов семьи с целью исследования особенностей эмоциональной сферы и личностных установок
− Проективные игры
Коррекционная и профилактическая работа с неблагополучной семьей носит
системный характер и осуществляется комплексно специалистами различных служб (субъектов профилактики неблагополучной обстановки в семье). Такая работа может вестись с опорой на алгоритм «междисциплинарного ведения случая», технология оказания помощи которого включает в себя следующие основные этапы:
1) диагностика;
2) планирование работы с семьей;
3) осуществление плана;
4) анализ и оценка достигнутых результатов.