Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи по рисунку «Моя семья»
Оцениваемая характеристика
1. Рисует фигуру первой. Если первой рисует себя, то члена семьи (мать, отца) вторым (1 балл)
2. Рисует фигуру члена семьи около себя. Фигура может быть нарисована как влево, так и вправо (балл учитывается, если расстояние между ребенком и фигурой не превышает ширины фигуры) (1 балл)
3. Фигура члена семьи имеет наибольшее количество деталей. Учитывается голова, волосы, уши, ресницы, нос, рот, шея, талия, руки, кисти, пальцы, ступни.(1 балл)
4. Фигура украшена больше всех остальных. (1 балл)
5. Для разукрашивания фигуры использовано наибольшее количество цветов. (1 балл)
6. Стиль рисования фигуры, деталей ее одежды такой же, как в фигуре рисующего ребенка. (1 балл)
7. Изображен физический контакт рисующего ребенка с фигурой, их совместная деятельность. (1 балл)
8. Член семьи изображен только один. (3 балла).
Оценка отрицательного эмоционального отношения ребенка к членам семьи в рисунке «Моя семья»
|
|
Оцениваемая характеристика
1. Рисует фигуру члена семьи последней. Если последним рисует себя, балл не учитывается ни одному члену семьи. (1 балл)
2. Рисует фигуру далеко от себя или от других (расстояние превышает ширину фигуры) (1 балл)
3. Фигуру рисующего ребенка и члена семьи разделяет объект. Балл учитывается, если объект не включен в совместную деятельность. (1 балл)
4. Фигура члена семьи имеет наименьшее количество деталей. (1 балл)
5. Фигура украшена меньше всех остальных (1 балл)
6. Фигура раскрашена меньше всех остальных (1 балл)
7. Лицо и тело фигуры заштрихованы (1 балл)
8. Член семьи на рисунке отсутствует (3 балла)
Полученные диагностические данные позволяют психологу найти дифференцированные методы психологической коррекции. Следует подчеркнуть, что процесс диагностики и коррекции — это единый процесс. На диагностическом этапе мы осуществляем первичную диагностику, а сам диагностический процесс должен продолжаться на последующих этапах психологической коррекции.
Установочный блок включает в себя главную цель — это формирование положительной установки ребенка и его родителей на процесс занятия.
Основными задачами этого блока являются:
1. Снижение эмоционального напряжения у ребенка.
2. Активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком.
3. Повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов коррекции.
4. Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса (А. С. Спиваковская, 1988).
Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: это организации встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими; организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не рекомендуется использовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досягаемости ребенка. Мебель должна быть твердой с деревянной поверхностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты должно быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного света, так как их шум может раздражать детей.
|
|
При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. А. А.Осипова предлагает три группы игрушек:
1. Игрушки из реальной жизни.
2. Игрушки, помогающие ребенку отреагировать на агрессию.
3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (Осипова, 2000).
Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников психокоррекции.
Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.
Конкретные задачи:
1. Преодоление внутрисемейного кризиса.
2. Изменение родительских установок и позиций.
3. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.
4. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.
5. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.
Внутри этого блока выделяются два основных этапа (А. С. Спиваковская, 1988).
1 этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребенка формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что является чрезвычайно важным для отреагирования внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.
Психотехнические приемы на данном этапе коррекции состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.
2 этап — реконструктивный, основной целью которого является коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования.
При оценке эффективности психологической коррекции (оценочный блок) анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты. Для оценки значимых межличностных отношений целесообразно использовать цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.
|
|
Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями нами предложены следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.
При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений, направленность конфликта и индивидуально-психологические особенности.
Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Необходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, например с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каждым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:
— придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий, в случае пропусков — предупреждать психолога);
— исключить опоздания;
— не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не расспрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;
— все проблемы и претензии можно обсуждать только с психологом.
Очень важным является создание у родителей адекватной установки на психологическую коррекцию. Объяснить родителям, что это не школьные занятия, они не должны оцениваться, все дети принимают активное участие в них, имеют равные права и обязанности.
Важным является оценка групповой динамики, которая рассматривается как совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий, членов группы, их деятельности и влияния друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени (Осипова, 2000). Психолог в процессе занятий анализирует систему отношений детей, их установки, особенности эмоциональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также социально-психологические характеристики группы: сплоченность группы, лидерство, групповое напряжение, групповые роли.
|
|
Таблица 11. Фазы групповой психокоррекции
Фазы | Задачи | Психокоррекционные приемы |
1. Установочная | Образование группы как целого. Формирование положительного настроя на занятия Диагностика поведения и особенностей | Спонтанные игры Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры |
2. Подготовительная | Структурирование группы. Формирование активности и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки членов группы | Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения |
3. Реконструктивная | Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний. Обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. | Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций. |
4. Закрепляющая | Закрепление у ребенка адекватного эмоционального реагирования на конфликт. Формирование адекватных отношений к себе и окружающим. | Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми |
На основе выделенных структуры и этапов групповой динамики И.И. Мамайчук были разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями и систематизированы в таблицу 12.
Таблица 12 Планы психокоррекционных занятий
Номер занятия и основная цель | Психотехнические приемы | Радикалы для психологического наблюдения | Критерии эффективности занятий | ||||||||||||||||||||
Занятие 1 Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятия. | 1. Игра в мяч. Дети встают в круг и поочередно бросают мяч друг другу. При этом называют свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть мяч тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. 2. Игра в «Жмурки» Группа детей из 2 -3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали. Игра 3. Поочередное проникновение в круг. Группа детей образует круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает. | Оценка отношения ребенка к занятию. Коммуникативные навыки Спонтанность по ведения Эмоциональные реакции на препятствия. Предпочтения в выборе партнера. Специфические реакции (уходит от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам). | Спонтанное, естественное поведение ребенка; проявление активности на этапе занятий. Положительный эмоциональный фон в процессе занятий. | ||||||||||||||||||||
Занятие 2 Цель: Сплочение группы, снятие напряженности, скованности. | Ход занятия: Приветствия. Разминка. Дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом. Игра «Кто громче крикнет». Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра «Рисование коллективного рисунка». Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рису нок коллективно просматривается и обсуждается. | 1. Анализ включенности ребенка в процесс занятий. 2. Обратить внимание на естественность поведения. 3. В процессе выполнения коллективных занятий проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям. | Проявляет выраженный интерес к занятию; охотно включается в процесс занятий. Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии. | ||||||||||||||||||||
Занятие 3 Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы. | Приветствия. Игра по выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях и принять коллективное решение. Игра «Испорченный телефон». Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон» Игра «Реши за дачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Дети сами придумывают задачу и предлагают ее группе. | Обратить внимание на сплоченность группы при решении коллективных задач. Оценить уровень самостоятельности и активности каждого ребенка. Обратить внимание на лидерские позиции членов группы. Эмоционально поддерживать детей, имеющих проблемы группового взаимодействия. | Активность и самостоятель-ность детей в процессе занятий. Проявление инициативы. | ||||||||||||||||||||
Занятие 4. Цель: Формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия. | Приветствия. Игра «Ручеек» Дети становятся в пары, один проходит и выбирает себе пару. Игра «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продол жит игру. Игра «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются. Игра «Все наоборот» Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны вы полнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. За тем дети меняются ролями. | Обратить внимание на симпатии детей друг к другу (выбор пары). На способность детей конструктивно общаться На развитие навыков самоконтроля. | Интерес детей к занятию Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов. | ||||||||||||||||||||
Занятие 5 Развитие воображения. Закрепление спонтанности поведения. Снятие напряжения. | Ход занятия: Приветствие. Игра «Изображение животных» Психолог предлагает детям выбрать ведущего. Ведущий выбирает одного из членов группы, предварительно договаривается с ним о том, какое животное он будет изображать. Те дети, которые угадали, выступают в роли ведущего и выбирают участника. Игра 2. Изображение неодушевленных предметов. Игра проводится в той же последовательности, как и предыдущая. Игра 3. Коллективное изображение животных. Участвуют 2-3 детей, остальные должны угадать, кто изображен. Дети сами выбирают, с кем они хотели бы работать в паре. | Обратить внимание на способность ребенка «вжиться в предложенную роль». На особенность эмоционального реагирования ребенка при выполнении задания. На предпочтения детей при выборе пары. На особенности поведения детей естественность, непринужденность общения). На способы группового взаимодействия. | Активное участие ребенка при выполнении заданий. Положительный эмоциональный фон. Проявление инициативы. | ||||||||||||||||||||
Занятие 6 Цель: Переработка и отреагирование негативных эмоций. | Ход занятия: Приветствия Разминка: дети сами предлагают, какие игры использовать. «Ручеек», и др. Игра «Страшные сказки». Дети рассаживаются вокруг рассказчика, который рассказывает «страшную сказку» или «страшную историю». Игра «Коллективная страшная сказка». Детям предлагается сочинить коллективную страшную сказку и обыграть ее. Ход игры. Психолог называет первые слова, например, «однажды...», ребенок продолжает, затем продолжает другой ребенок и т.д. Игра «Рисование страхов». Психолог предлагает детям нарисовать свои страхи в специальном альбоме. Затем каждый рисунок обсуждается. | Содержательный анализ страхов у детей. Проследить и проанализировать реакции детей на конфликт Проанализировать особенности отреагирования негативных переживаний, эмоциональную палитру чувств ребенка. | Активное включение ребенка в роль. Проявление позитивных эмоций. Благоприятный эмоциональный фон. | ||||||||||||||||||||
Занятие 7 Цель: Переработка, отреагирование страхов. | Ход занятия: Приветствие, разминка (упражнение, прыжки, ходьба парами с закрытыми глазами и пр.). Сюжетно-ролевые игры: Игра «Волк и семеро козлят». Игра «Мальчик и разбойник» Игра «Я пройду в темноте один». Игра «Мой страшный день в жизни». Дети в группе поочередно обыгрывают «страшные ситуации» | Обратить особое внимание на эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в процессе игры: в процессе игры: замыкается, уходит от игры. Аффективные реакции (плачет, не адекватный смех, повышенная возбудимость). Поведенческие реакции: отказ, уход, протест в форме неадекватных реакций, аутоагрессивные тенденции. | Отсутствие негативных аффективных и поведенческих реакций. Проявление активности, самостоятельности. Спонтанное, свободное поведение. | ||||||||||||||||||||
Занятие 8 Цель: Формирование у ребенка адекватного отношения к себе. | Игра «Наши чувства». Детям предлагается выбрать чувства, которые они хотят сыграть: веселый, грустный, разочарованный, обиженный, расстроенный, и пр. Игры на релаксацию «Как мы дышим». Игра «Я скульптор» Члены группы делятся на пары. Скульптор придает напарнику позы животных, предметов. После этого спрашивает напарника, кого он изображает. Затем дети меняются ролями. Игра «Нарисуй себя в будущем, а группа угадает, кем ты хочешь быть». Игра «Нарисуй себя и свою группу». | Проанализировать реакции ребенка. Его отношение к членам группы. Оценить его воображение, способность к саморасслаблению, его восприятие и оценку членов группы. | Успешное выполнение заданий указывает на эффективность психокоррекционного процесса. | ||||||||||||||||||||
Занятие 9 Цель: проигрывание ситуаций последних занятий. Создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания. | Ход занятий: Разминка (выбор игры по желанию детей). Игра «Пожелания друг другу». Дети выстраиваются в круг, кидают мяч друг другу и одновременно высказывают по желания, приглашения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чаепитие детей с родителями. | Оценить эмоциональное состояние детей. Проанализировать особенности формирования навыков, умений детей на этапах занятий. Спланировать дальнейшие формы психологической помощи для каждого ребенка (консультирование, психологическая поддержка и пр.) | Позитивный эмоциональный фон у детей. Улучшение межличностных контактов. Уверенность, адекватная самооценка. Отсутствие или снижение негативных эмоциональных реакций (страх, тревога, фрустрация и пр.) | ||||||||||||||||||||
Следует подчеркнуть, что представленная схема занятий является своеобразным каркасом, по которому психолог может успешно проводить собственные «отделочные работы», но с учетом основных целей занятий. Содержательная характеристика занятий может быть использована психологом, но количество занятий зависит от структуры группы, динамики группового взаимодействия.
В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими нарушениями рекомендуется использовать психорегулирующие тренировки (Мамайчук И. И., 1987). Основной целью этих занятий является:
— смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;
— обучение его приемам релаксации;
— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.
1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музыкальные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.
2 этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.
3 этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр.
Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.
Занятия ПРТ помогают ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать ПРТ с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме ПРТ, с целью коррекции эмоционального напряжения Целесообразно использовать психомышечные тренировки (А. В. Алексеев,1985).
Данный метод включает в себя 4 основные задачи:
1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица метода прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
2. Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержание формул самовнушения.
3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.
4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.
Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми о 10 лет и старше.
При выполнении психорегулирующих и психомышечных тренировок необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические и клинические характеристики ребенка. Не рекомендуется проводить занятия с детьми младше 5 лет, а также брать на занятие детей с эписиндромом, с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с эндокринными заболеваниями и легочной недостаточностью.
Следует неукоснительно придерживаться следующих методических требований:
1. Выполнение упражнений ребенком.
2. Самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений.
3. Самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.
В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой.
Психогимнастика — это метод, при котором участники психокоррекции проявляют себя и общаются без помощи слов (Осипова, 2000). Термин психогимнастика можно рассматривать как в широком, так и в узком значении. В широком -- это курс специальных психокоррекционных занятий, направленный на формирование и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательных, эмоционально-волевых, эмоционально-личностных.
В узком значении — это специальные психокоррекционные техники, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного способа коммуникации в группе. Являясь невербальным методом психологической коррекции, психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики, танца, игры.
Юнова, работая с детьми, считает целесообразным включение в занятия по психогимнастике ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз:
1 фаза — снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарника и т. д.).
2 фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).
3 фаза — заключительная, основной целью которой является закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).
М. И. Чистякова выделила 4 фазы занятий:
1. Мимические и пантомимические этюды. Основной целью этих занятий является изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций, целью которых является моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведении о социальной компетентности. Привлечение внимания детей ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного ребенка и на группу в целом. Цель — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4. Фаза психомышечной тренировки, основной целью которой является снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения.
Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами предлагается включать этюды на развитие внимания, памяти, сопротивление автоматизму или подвижную игру. В каждое занятие включены этюды, которые, по мнению автора, должны быть коротки, доступны детям по содержанию.
Психогимнастика может использоваться для детей с преневротическими нарушениями, элементы психогимнастики - на начальных этапах групповой психокоррекции.
Выделяют три основных этапа психогимнастики: обучающий, собственно коррекционный и закрепляющий.
Основные задачи обучающего этапа:
— обучение детей специальным упражнениям для снятия напряжения; — обучение способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих.
Используются следующие психотехнические приемы:
Передача движений по кругу. Дети образуют круг. Один из членов группы (ведущий) выполняет отдельные движения, например, поочередно поднимает правую и левую руку. Остальные дети выполняют это задание. Психолог предлагает увеличить темп выполнения задания.
Передача ритма по кругу. Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
Игра «Зеркало». Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга.
Игра «Моргалки». Дети разбиваются на пары и пристально смотрят друг на друга. Задание — как можно дольше, не моргая, смотреть в глаза друг другу.
Игра «Письмо цифр в воздухе». Играющие разделяютсянапары. Один из детей пишет цифры «в воздухе», второй участник на пальцах показывает прочитанную цифру. Игра способствует развитию внимания у детей, а также вызывает положительные эмоции.
Использование пантомим способствует снятию эмоционального напряжения у детей в группе. Детям предлагаются следующие этюды: «Я иду по очень горячим камням». Ребенку предлагается вообразить себе, что он движется по раскаленным камням. «Я несу тяжелую сумку, набитую камнями», «Я иду по тоненькому мостику через овраг» и пр. Затем используются пантомимы, связанные с жизненными ситуациями ребенка. Например: «Иду в школу», «Иду в гости к бабушке», «Иду на встречу с другом или подругой».
Для решения второй задачи обучающего этапа (формирование способности ребенка выражать свои чувства, эмоциональные состояния невербальными методами и понимать невербальное поведение окружающих) используются следующие техники:
Игра «Угадай мое чувство». Ребенку предлагается выразить чувство удивления, радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках, какое чувство изображает играющий.
Упражнение на понимание невербального поведения участников группы. Игра «Я пришел со школы, у меня хорошее настроение, я сел обедать». Играющий изображает данный этюд. Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы: «Что делает играющий? Какое у него настроение? Откуда он пришел?».
Содержание этюдов может быть предложено не только психологом, но и играющими.
Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику». Ход игры. Играющий предварительно на бумаге записывает содержание своей беседы. Например, «Я на вокзале, опаздываю на поезд, но у меня нет билета, билет у моего собеседника, который за стеклом и меня не слышит, а мне надо ему сообщить».
Эти упражнения направлены на установление эмоционального контакта с членами группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
Собственно-коррекционный этап включает в себя следующие задачи:
- коррекция негативных эмоциональных переживаний у ребенка;
— коррекция имеющихся межличностных конфликтов в семье и в коллективе;
— формирование у ребенка активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.
Решение этих задач достигается с помощью следующих психотехнических приемов:
Игра «Я заблудился в лесу». Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Меня обидели». Ребенок с помощьюпантомимы изображает свое поведениев данной ситуации.
Игра «Я обманул друга, и из-за меня у него неприятности» и пр.
Содержание игр зависит от проблем, которые наблюдаются у членов группы.
На закрепляющем этапе используют коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывали сценарии и представляли их другим членам группы. После просмотра проводилось коллективное обсуждение. Все это способствовало закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, формированию доверия и уверенности в своих возможностях.
Занятия психогимнастикой предъявляют повышенные требования к их организации.
1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить дети с различной направленностью конфликта, с различными клинико-психологическими проблемами.
2. Численность группы для детей дошкольного возраста не более 5 человек, для детей младшего школьного возраста 7-8 человек, для средних и старших школьников не более 12 человек.
3. В группу обязательно необходимо включить 1-2 ребенка, легко включающихся в этюды, с артистическими наклонностями.
4. Нежелательно включать в группу детей с выраженными тиками, логоневрозом, с нарушением слуха, зрения и движений.
Психогимнастику можно использовать не только в коррекционных, но и в профилактических целях с детьми с эмоциональными нарушениями.