Общепринятая концепция – христианизация происходила одновременно с Киевом и Новгородом, происходила она из Киева.
В конце 10-го века деятельность миссионеров активизируется. О чем свидетельствуют споры о вере (князь Владимир выбирал веру). Христианизация полоцкой земли в основном началась после смерти Владимира.
Прямых известий о крещении Полоцка в летописях нет, но есть косвенные.
- 992 г. – возникновение епархии в Полоцке.
- В исландских сагах зафиксирован момент основания монастыря Иоанна Креститетля в Полоцке (10 в.).
- Не позже 1000 года (год смерти) Рогнеда принимает монашеский постриг и получает имя Анастасия.
- Сын Владимира и Рогнеды Изяслав в летописях упоминается как поборник христианства (умер в 1001 г.).
- 1005 г. – основание в Турове при князе Святополке католической кафедры (он был женат на дочке польского короля Болислава Храброго).
- 1050-1055 гг. построена полоцкая София.
- Деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Деятели такого масштаба не могли появиться на языческом фундаменте.
В 12 в. отмечается резкое увеличение церквей. Три церкви в Гродно, шесть церквей в Витебске, Минске, Волковыске, Турове, Новгородке. В Полоцке – 10 церквей.
Христианизация шла по линии: князь → дружина → город → село. Христианство быстро распространялось через активную деятельность миссионеров из Византии. Также в Беларусь христианство проникло и по католическому пути.