Тема 3. История развития государственного
И муниципального управления
1. История знаний в области социального управления 2. 2. 2. 2. История государственного управления в России
3. Государственное и муниципальное управление в системе наук
История знаний в области социального управления
Объединения людей по различным причинам, мотивам и принципам существовали, по-видимому, на протяжении всей истории человечества. Наличие указанных общностей в различныхсферах деятельности людей означает необходимость управления ими в том или ином виде. Государство, экономика, торговля, различного рода предприятия и фирмы также имеют весьма древнее происхождение. Это приводит к заключению, что управление организациями также существует многие тысячелетия.
Вместе с тем не сохранились известные письменные и иные свидетельства, которые бы в целостном, систематизированном виде отражали существовавшие в те далекие времена знания в области управления организациями.
|
|
В древних культурах обнаруживаются некоторые элементы современного управления. Обращает на себя внимание гот факт, что у древних формулы управления имели преимущественно иносказательный, символический, аллегорический, иногда зашифрованный характер и опирались на моральное, нравственное, человечное. Правила излагались в виде принципов, подходов, описания реальных жизненных ситуаций, которые необходимо было распространить на другие, сходные или имеющие общие черты ситуации. Это делало их более универсальными и позволяло гибко трактовать с учетом особенностей сферы управления, ситуации, а также уровня развития конкретного человека. С другой стороны, для обучения такому управлению и понимания такого знания по управлению недостаточно развитого логического мышления, требуются образное мышление и определенный уровень духовного развития человека.
В противоположность этому для современных руководств по управ-лению все-таки характерны опора на механистическиемодели функциониро-вания социальных систем, строгая привязка рекомендаций к определенному типу ситуаций, рецептурная подача материала, алгоритмичность формул управления, попытки привязать алгоритмы управления к писаному праву, отразить эти правила в нормативно-правовых документах, некая дискрет-ность знания. Отдельные элементы социального управления, менеджмента разработаны весьма детально, однако возникает новая проблема — как применить эти детальные правила к конкретной управленческой ситуации. Непригодность существующего набора правил, который заведомо не может быть богаче, чем сама жизнь, ко всему спектру управленческих ситуаций, реальности иявляется источником различного рода конфликтов и коллизий.
|
|
В то же время в отдельных современных источниках делаются попытки представить отрывочные, далеко не всегда связанные между собой исторические свидетельства, касающиеся жизни древних обществ и наличия в них управления человеческимиорганизациями как некие признаки зарож-дения менеджмента, этапы его развития, эволюцию управленческой мысли, строить на этой основе более или менее стройную систему развития управленческой мысли «от шумеров до наших дней». Такогорода попытки опираются на наличие в памятниках древней культуры некоторых текстов, по формальным признакам вызывающих ассоциации с понятийным аппара-том современного менеджмента. В то же время, изъятые из исторического контекста, такие тексты трактуются весьма вольно. В целом подобного рода «управленческие континуумы» представляются не вполне безупречными с научной точки зрения.
Использование различными древними цивилизациями некоторых терми-
нов, характерных для современного менеджмента, иногда носит характер чисто
словесного совпадения и не может служить основанием для выводов и суждений
об их
об их вкладе в его развитие. Такого рода термины зачастую имели совсем иное
значение, непривычное для наших современников, вплоть до прямо противополож-
ного ныне используемому. Так, С.Н. Татарникова в своем предисловии к книге
«Управление - это наука или искусство...» отмечает, что «до Тэйлора под менедж-
ментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовле-
ния какого-нибудь конкретного продукта».
Усматриваются некоторые смысловые параллели и даже терминологические
совпадения, однако вне исторического контекста абсолютизация таких совпа-
дений смысла не имеет и отнюдь не свидетельствует о некоем поступательном
развитии с древних времен и даже прямой преемственности идей в современном
государственном и муниципальном управлении и менеджменте организаций.
По-видимому в древних обществах были свое знание об управлении, своя
управленческая практика, вытекавшие из особенностей культурных и социальных
традиций того времени. Подобные знание и практика, скорее всего, кардинально
отличались от современных и, без сомнения, ждут своего исследователя.
В современной мировой науке и практике сложились следующие школы государственного управления. Марксистская школа базируется на классовом подходе и рассматривает государство как орудие политической власти класса, господствующего в обществе. В противоположность этому существует концепция общенародного государства.
Весьма распространен этатизм, рассматривающий государство как высший результат и цель общественного развития. К этатизму близка государственная школа, которая считает государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса.
Во взаимодействии государства и экономики принято выделять следующие его роли:
1) государство — регулятор экономических отношений. Оно устанавливает правила игры в экономике, которые должны без-
оговорочно принять все участники. Основной вид регулирова-
ния - правовой;