Голосование, выборы и дополнительные выборы

ПГ. В случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов, ИК назначает повторное голосование.

Избранным считается кандидат, получивший большее число голосов по отношению к числу голосов, полученных теми.

Если один из кандидатов, снял свою кандидатуру либо выбыл…….

В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Запрещается вносить пожертвования в ИФ:

· Иностранным государствам и юр лица

· ИГ

· ЛБГ

· Гражданам РФ, не достигшим 18 лет

· Международным организациям

· ОГВ и ОМС

· Гос и мун учреждениям

· Анонимным жертвователям

· Юр лицам, зарегистрированным менее чем за год до голосования.

Собственные средства кандидата в совокупности не могут превышать 10 % от предельной суммы всех расходов ИФ. Пожертвования от юр лица не должны превышать 7% от предельной суммы.

Избирательный счёт:

Все средства, образующие ИФ, перечисляются на специальный избирательный счёт, открытый в филиале Сбербанка.

Средства могут использоваться на:

· Внесение избирательного залога.

· Оплаты работ, услуг.

74) порядок распределения мандатов депутатов по результатам выборов в госдуму.

Статья 39. Поддержка выдвижения федерального списка кандидатов

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)

1. Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 03.06.2009 N 108-ФЗ)

Положения статьи 39 в редакции Федерального закона от 22.04.2010 N 63-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного Федерального закона.

2. Регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со статьей 82.1 настоящего Федерального закона), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении федерального списка кандидатов, принятого политической партией в порядке, установленном федеральным законом. На основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которой переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 3-ФЗ, от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 03.06.2009 N 108-ФЗ, от 22.04.2010 N 63-ФЗ)

3. На выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собрать не менее 150 тысяч подписей. На выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей. При сборе подписей на выборах депутатов Государственной Думы как шестого, так и следующих созывов на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 5 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации, при этом подписи должны быть собраны не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 5 тысяч.

(часть третья в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 108-ФЗ)

4. В случае проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы количество подписей избирателей, необходимое для регистрации федерального списка кандидатов, а также количество подписей, собираемых на территории каждого субъекта Российской Федерации, и количество подписей, собираемых за пределами территории Российской Федерации, сокращается вдвое.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный закон от 09.02.2009 N 3-ФЗ.

75)Финансирование выборов.

Статья 63. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Средства на указанные расходы предусматриваются в федеральном бюджете в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и перечисляются избирательным комиссиям, федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, воинские части (для избирательных участков, образованных в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона), на счета, открываемые ими в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных учреждений - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Главным распорядителем указанных средств является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

2. Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов федерального бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Средства на подготовку и проведение выборов на избирательных участках, образуемых в порядке, установленном частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации распределяет между государственными органами, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на указанных избирательных участках, а также между территориальными избирательными комиссиями, образуемыми в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, не позднее чем за 30 дней до дня голосования. В случае проведения досрочных выборов, а также в случае несвоевременного или не в полном объеме финансирования подготовки и проведения выборов указанные избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления.

4. В случае назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы объем средств, выделенных из федерального бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, предшествующих данным выборам (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда).

5. Председатели избирательных комиссий распоряжаются средствами, выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

6. Не израсходованные избирательными комиссиями средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, не позднее чем через 60 дней после представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

Положения статьи 64 в редакции Федерального закона от 30.12.2006 N 274-ФЗ не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона (Федеральный закон от 30.12.2006 N 274-ФЗ).

Статья 64. Избирательные фонды

1. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Региональное отделение такой политической партии, зарегистрированное в соответствии с федеральным законом в субъекте Российской Федерации, вправе по решению уполномоченного уставом политической партии руководящего органа политической партии создать свой избирательный фонд, если в федеральном списке кандидатов, выдвинутом этой политической партией, имеется региональная группа кандидатов, которая соответствует данному субъекту Российской Федерации (в том числе входящему в группу субъектов Российской Федерации), или региональная группа кандидатов (региональные группы кандидатов), которая соответствует (которые соответствуют) части (частям) территории этого субъекта Российской Федерации. Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают.

2. Избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет:

1) собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

3. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 700 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

4. Избирательные фонды региональных отделений политических партий могут создаваться только за счет:

1) собственных средств политической партии (за исключением средств избирательного фонда политической партии), которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии;

2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для каждого гражданина, юридического лица соответственно 5 и 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии.

5. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда регионального отделения политической партии не может превышать:

1) 15 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано не более 100 тысяч избирателей;

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

2) 20 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 100 тысяч, но не более 500 тысяч избирателей;

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

3) 25 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов, зарегистрировано свыше 500 тысяч, но не более 1 миллиона избирателей;

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

4) 35 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 1 миллиона, но не более 2 миллионов избирателей;

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

5) 55 миллионов рублей, если на территории субъекта Российской Федерации, которому соответствует региональная группа кандидатов либо всем частям территории которого соответствуют региональные группы кандидатов, зарегистрировано свыше 2 миллионов избирателей.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

6. Если региональные группы кандидатов федерального списка кандидатов соответствуют частям территории субъекта Российской Федерации, включающим не все части территории субъекта Российской Федерации, определенные в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии не может превышать:

1) произведение числа частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона и включенных в часть (части) территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует (которым соответствуют) региональная группа (региональные группы) федерального списка кандидатов в этом субъекте Российской Федерации, и числа, полученного в результате деления 35 миллионов рублей на число частей территории этого субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона, если на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 1 миллиона, но не более 2 миллионов избирателей;

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

2) произведение числа частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона и включенных в часть (части) территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует (которым соответствуют) региональная группа (региональные группы) федерального списка кандидатов в этом субъекте Российской Федерации, и числа, полученного в результате деления 55 миллионов рублей на число частей территории субъекта Российской Федерации, определенных в соответствии с частями 13 и 14 статьи 36 настоящего Федерального закона, если на территории этого субъекта Российской Федерации зарегистрировано свыше 2 миллионов избирателей.

(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 384-ФЗ)

6.1. Если региональная группа (региональные группы) кандидатов федерального списка кандидатов исключается (исключаются) из федерального списка кандидатов, но при этом в федеральном списке кандидатов остается не менее чем одна региональная группа кандидатов, соответствующая части территории субъекта Российской Федерации, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии, определенная в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи, не уменьшается.

(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

7. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды:

1) иностранным государствам;

76)Избирательные системы и избирательное право субъектов: общая характеристика. СО. Башкортастанское и хакасское дела.

Статья 9. Избирательные права граждан

1. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, имеет право избирать Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, избирать в органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в избирательном округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, в выборах в органы местного самоуправления.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным по достижении возраста:

1) двадцати одного года - депутатом Областной Думы, депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования;

2) тридцати лет - Губернатором Свердловской области.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, иностранные граждане, за исключением случая, указанного в настоящем пункте, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах.

5. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, на выборах в органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

6. Ограничения, связанные с осуществлением деятельности депутата, выборного должностного лица, устанавливаются федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, и иными федеральными законами.

(в редакции Областного закона от 10.12.2004 N 199-ОЗ)

7. Утратил силу. - Областной закон от 10.12.2004 N 199-ОЗ.

8. Утратил силу. - Областной закон от 10.12.2004 N 199-ОЗ.

Статья 10. Принципы проведения выборов

1. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

3. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.

4. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, выборы организуют и проводят избирательные комиссии, вмешательство в деятельность которых со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Раздел 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Глава 3. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

Статья 11. Решение о назначении выборов и календарь мероприятий по организации и проведению выборов

1. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение о назначении выборов принимает уполномоченный на то орган. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты.

В решении о назначении выборов указывается день голосования на них.

2. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, голосование на выборах Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

4. Утратил силу. - Областной закон от 27.11.2003 N 43-ОЗ.

Статья 12. Назначение очередных выборов

1. Очередные выборы Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы и депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований назначаются с учетом срока их полномочий, установленного соответственно Уставом Свердловской области, законами Свердловской области, уставами муниципальных образований.

2. Исчисление срока, на который был избран Губернатор Свердловской области, начинается со дня голосования, в результате которого он был избран.

3. Исчисление срока, на который были избраны депутаты Областной Думы, депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутаты представительного органа местного самоуправления, начинается со дня голосования, в результате которого Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области, Палата Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, представительный орган местного самоуправления были избраны в правомочном составе.

4. Исчисление срока, на который был избран глава муниципального образования, начинается со дня голосования, в результате которого он был избран.

5. Выборы Губернатора Свердловской области назначаются постановлением Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области.

Выборы депутатов Областной Думы, депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области назначаются совместным постановлением палат Законодательного Собрания Свердловской области.

Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований назначаются решением представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

(пункт 5 в редакции Областного закона от 27.11.2003 N 43-ОЗ)

6. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа, очередные выборы назначаются и проводятся Избирательной комиссией Свердловской области или территориальной избирательной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования) соответственно уровню выборов в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы, депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований. При этом в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 статьи 11 настоящего Кодекса срока официального опубликования решения о назначении выборов.

7. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если уполномоченный на то орган либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок очередные выборы Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы, депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования или, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, очередные выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Избирательной комиссией Свердловской области (соответственно уровню выборов) в количестве не более 15 человек с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных указанным федеральным законом, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Статья 13. Назначение досрочных выборов

1. В случае досрочного прекращения полномочий Губернатора Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, а также в случае досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, досрочного прекращения полномочий более одной трети депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, более одной трети депутатов представительного органа местного самоуправления (когда дополнительные выборы депутатов не могут быть проведены) их досрочные выборы назначают органы, уполномоченные на назначение очередных выборов, не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

2. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в периодических печатных изданиях не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

3. Днем голосования на досрочных выборах является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, представительного органа местного самоуправления.

4. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если уполномоченный на то орган не назначит досрочные выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа, досрочные выборы назначаются и проводятся Избирательной комиссией Свердловской области или территориальной избирательной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования) соответственно уровню выборов не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий Губернатора Свердловской области, Законодательного Собрания Свердловской области, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, представительного органа местного самоуправления. При этом в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 статьи 11 настоящего Кодекса срока официального опубликования решения о назначении выборов.

5. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если уполномоченный на то орган либо соответствующая избирательная комиссия не назначат в установленный срок досрочные выборы Губернатора Свердловской области, депутатов Областной Думы, депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования или если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом, досрочные выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, досрочные выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Избирательной комиссией Свердловской области (соответственно уровню выборов) в количестве не более 15 человек с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных указанным федеральным законом, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Статья 14. Назначение повторных и дополнительных выборов

1. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов организующая выборы избирательная комиссия назначает повторные выборы. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам также назначаются повторные выборы. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

2. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если одна из палат Законодательного Собрания Свердловской области, представительный орган местного самоуправления остались в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в иных случаях повторные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, при повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

3. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, при назначении повторных выборов организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий участковых избирательных комиссий, либо о формировании участковых избирательных комиссий в новом составе.

4. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному избирательному округу, досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по многомандатному избирательному округу, при условии, что в данном многомандатном избирательном округе замещено менее двух третей депутатских мандатов, в указанных одномандатном, многомандатном избирательных округах решением соответствующей избирательной комиссии назначаются дополнительные выборы.

Указанное решение принимается не позднее 100 дней до дня голосования и подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

5. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутата представительного органа местного самоуправления.

6. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, депутат представительного органа местного самоуправления не может быть избран на срок более одного года.

7. Если повторные выборы, проведенные в сроки, установленные настоящей статьей, были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2 или 3 пункта 2 статьи 89 настоящего Кодекса, следующие повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий двух лет.

8. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок повторные выборы Губернатора Свердловской области, повторные выборы депутатов Областной Думы, депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, дополнительные выборы депутатов Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, повторные или дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, повторные выборы главы муниципального образования или если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, повторные или дополнительные выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Избирательной комиссией Свердловской области (соответственно уровню выборов) в количестве не более 15 человек с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных указанным федеральным законом, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Башкортастаннское дело

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан".

1. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 21 февраля 1995 года рассмотрела дело по жалобе гражданина М.З. Гайсина на решение Татышлинской окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, а также на действия председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан В.Н. Косенко. Судебная коллегия отменила решение окружной избирательной комиссии и обязала ее зарегистрировать гражданина М.З. Гайсина в качестве кандидата в депутаты, а действия председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан признала не основанными на законе.

Решение суда было исполнено, гражданин М.З. Гайсин зарегистрирован и участвовал в выборах, состоявшихся в марте 1995 года, в качестве кандидата в депутаты.

При рассмотрении дела в Верховном Суде Республики Башкортостан подлежали применению положения статьи 20 Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан", предусматривающие в виде необходимых условий для регистрации кандидата в депутаты сбор в его поддержку подписей избирателей соответствующего округа в количестве не менее 5 процентов от общего числа избирателей округа (пункт 2), обязательность проведения общего собрания избирателей для выдвижения кандидата в депутаты, а также представление протокола (выписки из протокола) общего собрания избирателей вместе со списком не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты (подпункт "б" части первой пункта 4).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку полагает, что указанные нормы устанавливают ряд условий для регистрации кандидата в депутаты, которые противоречат соответствующим положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и тем самым ущемляют избирательные права граждан, предусмотренные статьей 32 Конституции Российской Федерации.

постановил:

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части 2 и3), 76 (части 2 и 5), следующие положения статьи 20 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан":

положение пункта 2, согласно которому для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты требуется собрать в его поддержку подписи не менее 5 процентов от общего числа избирателей округа;

положение подпункта "б" части первой пункта 4, согласно которому для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию представляются протокол (выписка из протокола) общего собрания избирателей и заверенный список не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или иного заменяющего его удостоверения личности.

Хакасское дело.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Российской Федерации, в котором ставится вопрос о несоответствии Конституции Российской Федерации положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия.

1. В запросе Президента Российской Федерации оспариваются положения Конституции Республики Хакасия, согласно которым депутатом Верховного Совета Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, постоянно проживающий в Республике Хакасия не менее пяти лет (статья 74, часть первая), а Председателем Правительства Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, проживающий в Республике Хакасия не менее семи лет до выборов (статья 90).

Заявитель просит Конституционный Суд Российской Федерации признать положения о сроках проживания гражданина в Республике Хакасия в качестве условия для избрания депутатом Верховного Совета или Председателем Правительства Республики Хакасия не соответствующими статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2), 71 (пункт "в"), 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации относит к основам конституционного строя Российской Федерации положение о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2). При этом в соответствии со статьей 19(часть 2) Конституции Российской Федерации государство гарантирует такое равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства в полной мере относится и к регулированию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти (активное и пассивное избирательное право), предусмотренного статьей 32(часть 2) Конституции Российской Федерации. Закрепление в статьях 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия иных условий приобретения гражданами пассивного избирательного права, чем это установлено Российской Федерацией, является нарушением этого принципа.

2. Пассивное избирательное право, как оно закреплено в Конституции Российской Федерации, относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса в демократическом правовом государстве.

3. 1. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 6 (часть 2), 15 (часть 1), 19 (часть 2),32 (часть 2), 71 (пункт "в") и 76 (часть 5), положение статьи 74 (часть первая) Конституции Республики Хакасия, устанавливающее требование о сроке постоянного проживания (не менее пяти лет) как условии избрания гражданина Республики Хакасия депутатом Верховного Совета Республики Хакасия; положение статьи 90 Конституции Республики Хакасия, устанавливающее требование о сроке проживания (не менее семи лет) до выборов как условии избрания гражданина Республики Хакасия Председателем Правительства Республики Хакасия.

+ особое мнение Витрука


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: