Интеллектуальное богатство школьной жизни в большинстве своем
определяется тем, насколько тесно связаны умственная жизнь и физический
труд. Уже в годы детства мои воспитанники видели, как богата умственная
жизнь в небольших трудовых коллективах - технических и сельскохозяйственных
кружках. Эти кружки - важная форма воспитания подростков. Ценность кружковой
работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени
испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои
склонности, находить любимую работу. По учебному плану раз в неделю
подростки работают в школьной мастерской: учатся обрабатывать дерево и
металл, изготовляют модели машин и механизмов. Этим, по существу, и
исчерпывается программный труд. Может ли он удовлетворить разнообразные
интересы и запросы подростков? Конечно, не может. Для единения труда и
интеллектуальной жизни, для насыщения свободного времени деятельностью
большой духовной значимости как раз и существуют кружки юных растениеводов,
|
|
селекционеров, садовников, пасечников, механизаторов, электротехников,
радиотехников, слесарей-конструкторов, токарей, животноводов, цветоводов.
Без кружков, в которых бурлит пытливая мысль, нельзя представить ни
интеллектуального, ни эмоционально-эстетического воспитания. Если бы руки не
были мудрым учителем разума, у подростков не было бы интереса к знаниям, из
процесса обучения выпал бы один из самых сильных эмоциональных стимулов. Уже
в третьем и четвертом классах мальчики и девочки стали включаться в
кружковую работу. На первых порах, конечно, не было и не могло быть
сознательного выбора. Необходим длительный период поиска самого себя. Ученик
переходит от одного дела к другому, одно увлечение сменяется другим. Это
необходимо для сознательного выбора любимой работы. Наступает время, когда
подросток находит то, что в большей степени отвечает его задаткам.
Поспешность воспитателя в этом деле недопустима. Нельзя "прикреплять"
подростка.к тому или другому кружку. Но нельзя и отдавать стихии сложный
процесс самоутверждения в труде. Нужно зажечь в каждом сердце огонек
увлечения трудом. Это значит помочь подростку приложить руки к такому делу и
таким способом, чтобы они стали учителем разума. Юрко увлекался работой на
школьной пасеке, на кроликоферме и в кружке юных селекционеров. Он научился
прививать плодовое дерево к дичку, готовить семена и сеять, обрабатывать
почву и ухаживать за телятами. Но по-настоящему захватила его только работа
в кружке юных механизаторов. Он не мог оторвать глаз от миниатюрной
|
|
автомашины, которой учились управлять его ровесники-Пятиклассники. Но чтобы
иметь право учиться управлять машиной, нужно было изучить двигатель
внутреннего сгорания. Юрко посещал занятия одного из кружков юных
механизаторов, которым руководил десятиклассник. Мальчик с интересом изучал
двигатель, учился запускать его, разбирать и собирать отдельные узлы.
Двигатель изучен, и Юрко учится управлять маленькой автомашиной. А в это
время в кружке появились новые интересные дела: под руководством учителя
труда и старшеклассников подростки монтируют новую автомашину. Увлекся этой
работой и Юрко. В ней много однообразных, ничем не привлекательных трудовых
операций - нужно шлифовать металлические пластинки, очищать от ржавчины
железо для рамы. Но все это подчинено интересному замыслу, который
одухотворяет работу. С работой рук связывалось интересное творчество. И чем
теснее была связь мысли и рук, тем глубже входил труд в духовную жизнь,
становился любимым. Творчество в труде было одним из самых сильных стимулов,
которые развивали умственные силы подростков. Чем глубже вдохновлял Юрка
замысел сделать красивую, удобную, послушную в управлении автомашину, тем
большим был интерес к книге, чтению. Уже в шестом классе у подростка была
маленькая техническая библиотека, она все время пополнялась. Значительное
место в духовной жизни мальчика заняло чтение, не связанное с необходимостью
запоминать, удерживать в памяти, заучивать. Это было чтение, побуждаемое
интересом к творческому труду, желание достичь успехов в работе рук. Оно
играло большую роль в воспитании разума, в расширении кругозора и - что
особенно важно - в становлении стиля, характера умственного труда в процессе
обучения. Такое чтение воспитывает способность глубоко осмысливать,
вдумываться в суть прочитанного. Этот подход к чтению стал характерным и для
работы над учебниками. Кто увлекается творческим трудом, никогда не зубрит.
Зубрежка, которая истощает умственные силы и опустошает душу, может быть
там, где нет духовной жизни в труде. Каждый кружок - центр творческого труда
и полнокровной интеллектуальной жизни. Мы стремились, чтобы каждый подросток
был тружеником, мыслителем и искателем, чтобы познание мира и самого себя
совершалось в интересном, вдохновенном творчестве. Самоутверждение,
самовоспитание в годы отрочества состоит в том, что познание истины, ее
открытие сливается с творческими силами личности: человек ощущает, что
благодаря мысли, пытливости природа открывает свои тайны. Работа в кружках
носила исследовательский характер. Когда мои воспитанники вступили в пору
отрочества, в школе было несколько кружков юных селекционеров и почвоведов.
Мальчики и девочки отбирали семена для высеивания, собирали и сохраняли
местные удобрения, вносили их в почву, перекапывали участки. Труд стал бы в
этих кружках однообразной и надоедливой обязанностью, если бы мальчиков и
девочек не вдохновляли исследовательские замыслы. Эти замыслы нужно было
донести к юным сердцам, чтобы зажечь огонек любознательности. Вместе с
преподавателем биологии и агрономом колхоза учителя рассказали юным
исследователям о том, как можно вырастить зерно пшеницы вдвое больше, чем
выращивается обычное. Мысль о крупном, тяжелом зерне вдохновляла мальчиков и
девочек. Перед сбором урожая мы с кружковцами отправлялись в поля, искали
крупные колоски для опытов на грядках учебно-исследовательского участка;
вносили в почву удобрения, старательно обрабатывали грядки. Каждая грядка
становилась маленькой исследовательской лабораторией. Мальчики и девочки
работали лопатой, а после этого шли в уголок почвоведения, читали
|
|
литературу, исследовали жизнь микробов, которые создают плодородие.
Наблюдения над развитием и созреванием пшеницы, сбор урожая, старательное
взвешивание, определение веса одного зернышка -все это была очень тонкая и
интересная работа. Люда, Сашко, Ваня, Лида, Петрик, Нина несколько лет
изучали жизнь почв, созданных на двадцати грядках. Это были настоящие
исследования: почву создавали из смесей, различными веществами стимулировали
бурную жизнедеятельность микроорганизмов, обогащавших почву азотом и
фосфором. Уже на второй год юные исследователи вырастили пшеничное зерно на
70 процентов тяжелее среднего веса зерна, которое выращивается обычно в
самые урожайные годы. На третий год отдельные грядки дали зерно вдвое
тяжелее среднего веса. Мальчиков и девочек захватила новая цель: вырастить
пшеничное зерно значительно богаче белком. Исследование по этой теме стало
творческой работой, которая вдохновляла не только в годы отрочества, но и в
ранней юности. В годы, предшествующие обучению моих воспитанников в пятом
классе, в школе возник кружок юных конструкторов сельскохозяйственной
техники. Вместе с учителем по труду А. А. Ворошило мы увлекли подростков
конструированием и изготовлением механизмов и машин для обработки почвы,
сева, уборки урожая, обмолота. Электричество все больше входило в
производство, в быт, и мы поставили перед собой цель - использование
электроэнергии в различных трудовых процессах сельского хозяйства. В этом
кружке подростков вдохновляли конструкторские замыслы: как использовать силу
электрического тока, чтобы заменить работу рук? Как приспособить
электродвигатель к механизмам, которые действуют на почву, стебли, колоски?
Юные конструкторы сделали маленькую косилку для собирания зерновых культур
на грядках учебно-исследовательского участка. Со временем возникло желание
сделать маленькую молотилку. Целый год Юрко, Толя, Нина, Шурко, Сергей,
Зина, Федя, Володя работали над этим механизмом. По чертежам, сделанным
|
|
учителем по труду, они вырезали, выпиливали, точили, шлифовали. Чем ближе к
завершению была работа, тем больше вдохновлялись подростки, тем дороже
становилось сделанное, тем ближе принимали они к сердцу замечания, связанные
с оценкой качества работы. Это было настоящее богатство интеллектуальной
жизни, слияние физического труда и мысли. Физический труд, напряжение
никогда не были конечной 'целью, а только средством осуществления замысла.
Основным была мысль. Но руки - не пассивный исполнитель. Они учили ум.
Понять тонкости и огромную воспитательную силу этого обучения помогало нам,
учителям, трудовое содружество с юными конструкторами, руки которых словно
проверяют предположения, догадки. Под влиянием этой проверки мысль работает
с большой интенсивностью, а открытия переживаются как достоинство личности.
Связь учебы с трудом я усматривал в том, чтобы подросток думал работая и
работал думая. Школу этого творческого труда каждый подросток проходил в
течение нескольких лет. Меня волновал вопрос: как эта школа отразится на
умственном развитии? Жизнь давала поучительный ответ: через слияние мысли и
физического труда, где тонкие движения рук осуществляют такой же тонкий
замысел, подростки становятся мудрыми мыслителями, исследователями и
открывателями истины, а не потребителями готовых знаний. Я наблюдал, как
относятся к теоретическим знаниям юные конструкторы, селекционеры,
электротехники и радиотехники. В каждой истине они стремились прежде всего
осмыслить реальную сущность фактов, вещей, предметов, явлений, зависимостей.
Они словно присматриваются к суждению, вдумываются в логические связи между
отдельными его частями. Творческая работа в кружках научила отдельных
подростков думать. В мышлении Петрика с каждым месяцем все отчетливей
проступала ценная черта: мальчик старался найти в своих знаниях то, с чем
можно было связать новое, подтвердить истинность нового тем, что осмыслено и
стало приобретением мысли и памяти раньше. Тот, кто проходил длительную
школу трудового творчества, сознательно остерегался запоминания непонятного.
На уроках алгебры, геометрии, физики, записав новую формулу, Нина и Петрик
ощущали потребность просто подумать над нею, вдуматься в то, что обобщает
формула. Для них это было необходимо точно так же, как попробовать
прикоснуться рукой, пальцами к деталям, узлам механизмов. Выращивая крупное
зерно пшеницы, мальчики и девочки исследовали зависимость жизнедеятельности
растения от многих условий: от микрофлоры почвы, сохранения влажности в
глубинных пластах, предпосевной обработки почвы, от энергии прорастания
семени и пр. Труд являл собой исследование и обобщение многогранных
комбинаций зависимостей между этими факторами, изучения, осмысления их
взаимоотношений во времени и пространстве. Жизнь убедила, что если труд
сливается с осмыслением важных зависимостей и причинно-следственных связей
длительное время (например, в течение всего периода вегетации исследуется
влияние микроэлементов на рост и созревание злаковых), если одна и та же
мысль глубоко захватывает ум, волнует,- у подростка воспитывается очень
ценная способность переживать мысль. Первым источником интеллектуальных
чувств является слияние труда и разума. У тех моих воспитанников, которые
медленно думали и с большими усилиями осмысливали обобщающие истины и
закономерности математики, физики, химии, истории, были такие периоды, когда
казалось, что вот сейчас иссякнут внутренние духовные силы и стимулы,
настанет полное равнодушие, ум перестанет осмысливать знания. Это неминуемо
случилось бы с Петриком, Ниной, Славком. Эта внутренняя усталость ума
охватила бы н способных учеников, если бы не одухотворенность трудом, не
переживание мыслей, порожденных слиянием работы рук и мысли. Каждый раз,
когда была видна угроза этой внутренней опустошенности, я старался втянуть
мальчиков и девочек в работу, которую они переживали как исследование,
открытие истин. Когда мои воспитанники учились в пятом классе, в школе были
созданы кружки радиотехники, электроники, биохимии, почвоведения. Тут тонкая
работа с микроскопом, со сложными приборами чередовалась с обычной,
однообразной физической работой, важнейшими инструментами для которой были
зубило, молоток, тиски, лопата, грабли, ведро, вилы. В этом чередовании один
из "секретов" гармонического слияния ума и рук: напряжение физических усилий
переживается не как конечная цель, а как средство достижения цели. Это и
является одним из стимулов к работе. В школе для подростков было создано
несколько уголков творческого труда по радиотехнике, электронике, биохимии,
почвоведению, гибридизации. Нельзя себе представить полноценного воспитания
в годы отрочества без того, чтобы мальчик, девочка не засиделись над сложной
схемой или прибором, забыв про все на свете, кроме своей интересной работы.
Тут подростки становились мыслителями и исследователями, которые переживали
глубокое удивление, благоговение перед величием научной мысли и подвигами
ученых. Тут в этих уголках, вспыхивали искры мечты о будущем. Творческая
мысль приобретала особый характер и стиль; предметом ее становились явления,
которые во многих случаях невозможно видеть, наблюдать непосредственно.
Размышление над этими явлениями, управление ими - это высшая ступень
школьного единства труда и разума. Не было в моем классе ни одного ученика,
который бы не увлекся интересной работой. Увлечения были разнообразные и,
казалось, далекие друг от друга. Те, у кого любимым предметом была
литература, кто жил богатой духовной жизнью в мире слова, вдруг увлекался
антибиотиками. Юные механизаторы увлекались радиотехникой и электроникой. В
духовной жизни многих мальчиков и девочек длительное время было два и даже
три увлечения. Когда мои воспитанники учились в шестом-седьмом классах, в
школе была открыта Комната сложных дел. На двери мальчики написали слова
Маркса: "А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено
требование: "Здесь нужно, чтоб душа была тверда: здесь страх пе должен
подавать совета" (Данте, "Божественная комедия")*. В этой комнате было
выставлено все самое
* Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.- Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 9.
трудное, что при напряжении умственных сил может быть доступным
подросткам: схемы по радиотехнике и электронике, по которым предлагалось
изготовить приборы и модели; сложные задачи по физике, химии, математике,
описание задач для исследования по биохимии и почвоведению. Переступая порог
этой комнаты, мальчики и девочки входили словно бы в преддверие науки. Тут
испытывался характер, закалялась воля; тут подростки на собственном опыте
познавали, что такое самовоспитание.