Мы провели опрос среди тех, кто знает больше других о переговорах, — среди профессионалов. По их совокупному мнению, самыми важными для участников переговоров являются следующие качества: /
• Умение планировать
• Способность четко мыслить под давлением
• Практический ум
• Навыки вербальной коммуникации
• Знание предмета переговоров
• Личная честность
. • Способность увидеть и использовать представившиеся возможности
Мой личный опыт и литературные данные не противоречат выводам, о которых я рассказал выше, но мне хотелось бы дополнить их несколькими существенными замечаниями. Участники переговоров должны достаточно высоко ценить себя. Это ощущение возникает как следствие множества успешно выполненных дел и веры в способность понять и правильно оценить фундаментальные ценности, являющиеся'предметом переговоров.
В идеале работающие за столом переговоров люди должны уметь терпимо относиться к двусмысленным и неопределенным ситуациям; они должны непредвзято оценивать как собственные соображения, так и намерения оппонентов. Такая позиция требует известного мужества. Наконец, у каждого сильного участника переговоров должно быть сильное стремление достигать, надеяться, проявлять полную преданность делу, рискуя на грани разумного.