Хотя уровень ожиданий является сугубо индивидуальным, мы не можем изучать его, пока не осознаем, что цели и задачи не возникают в вакууме. Принадлежность к той или иной социальной группе создает фон, определяющий цели человека.
Человек может определить, чего он хочет, тремя способами: 1) основываясь на собственном опыте; 2) основываясь на опыте окружающих его людей, относящихся к той же группе; 3) основываясь на опыте людей, относящихся к группе, к которой он сам хотел бы принадлежать.
Например, служащий космической компании может рассчитывать на оклад 100 тыс. долларов и год, который он уже получал раньше, или 120 тыс. долларов в год, как у других сотрудников, или 150 тыс. долларов плюс премии, как у сотрудников других компаний, выполняющих аналогичную работу. В любом случае после того, как относительная цель определена, она становится мерилом самооценки человека.
Таким же образом определяют свои цели корпорации. Именно поэтому так важно для каждой компании иметь собственный имидж. Восьмипроцентная прибыль на инвестициях может считаться достаточно высокой, если компания оценивает себя на фоне своих традиционных соперников. В то же время та же прибыль выглядит очень плохо при сравнении с быстроразвивающимися организациями. Руководители должны не только правильно оценивать свое положение, но и уметь сравнивать себя с конкурентами.
Во время переговоров очень редко удается сравнить свои действия с действиями оппонентов. Конечно, сравнения возможны, если известно, какие решения принимались раньше, или если имеются какие-нибудь рекомендации. Обычно перед началом переговоров уже имеются некоторые данные, которыми можно руководствоваться, но диапазон неопределенности бывает обычно настолько широк, что иногда эти сведения могут оказаться бесполезными и даже опасными, так как они могут усыпить бдительность и привести к заключению невыгодных сделок.
Принадлежность к группе играет существенную роль в определении целей переговоров, потому что эти цели являются результатом группового решения. Каждый член группы, принимающий решение, имеет свой уровень ожидания. Таким образом, цели команды сами по себе — продукт переговоров внутри группы. Важно помнить, что все цели какой-либо организации определяются в результате внутригрупповых переговоров.