В центре социально-философских и историософских построений Вл. Соловьева стоит понятие человечества: «Субъектом исторического развития является человечество, как действительный, хотя и собирательный организм»3. Соловьев мыслит человечество как вполне реальное живое существо. Оно не дано нам в органах чувств, мы его не видим и не осязаем как целое. Тем не менее оно существует как абсолютно реальный и, кроме того, живой объект, как организм. Человечество воздействует на все проявления общественной и индивидуальной жизни людей — на развитие отдельных государств, на всякого человека, независимо от того, осознает он это или нет. В конечном итоге, все в жизни людей зависит от того, насколько прочным будет всечеловеческое целое, насколько оно в состоянии прогрессивно развиваться, насколько оно одухотворено.
Мотив постановки на первый план понятия человечества вполне очевиден. Вл. Соловьев настаивает на первостепенном значении общечеловеческой солидарности, взаимопонимания и, наконец, любви для решения самых разнообразных общественных проблем. Ставя общечеловеческие интересы превыше всего, он стремится противостоять различного рода эгоизмам — государственному, этническому, религиозному, классовому, индивидуальному. В исторических условиях конца XIX в. (как, впрочем, и сегодня) это было исключительно актуально. Конец
|
|
XIX столетия был периодом все большего обострения межгосударствен
ной и классовой борьбы, приведшего к войнам и революциям начала
XX в. Вл. Соловьев подчеркивал значение общечеловеческой солидарно
сти для мирного решения социальных проблем. Только при наличии
солидарности людей возможен прогресс человечества, каждой его ча
сти — отдельных государств, народов, классов и личностей.
1 Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 538.
J Там же. С. 545.
3 Соловьев Вл. Соч.: В 10 т. СПб., 1911. Т. 1. С. 255.
Для уяснения сущности соловьевского понимания человечества любопытно сравнить его взгляды с концепцией Г. Гегеля. Гегелевской философии также свойствен приоритет человечества над его частями и над индивидом. Однако Г. Гегель при этом стремится определить меру участия в общечеловеческом движении отдельных частей — от наций до индивидов. Он различает «лидеров» и «аутсайдеров». Лидерство может принадлежать только «историческим» народам; «неисторические» такой возможности заведомо лишены. На последнем этапе ведущую роль в истории Г. Гегель отводит Западной Европе, и в первую очередь прусскому государству. Среди людей бесспорными лидерами мирового процесса являются так называемые «великие личности», которых Г. Гегель ищет среди полководцев, политиков, императоров. Во имя исторического прогресса им разрешается «растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути»1.
|
|
По Вл. Соловьеву, разные части человечества в составе мирового целого также могут играть и играют различную роль. Однако для него важна не количественная степень («кто больше, а кто меньше»), а в первую очередь качественная. Каждый народ и каждая единица общественного целого участвуют во всемирном движении по-своему, умножая и развивая многообразие человечества. Что же касается «лидерства», то оно понимается прямо противоположно гегелевскому. У Вл. Соловьева индивидуалистическое самоутверждение, будь то самоутверждение народа или самоутверждение личности, — всегда негативная характеристика. Оно приравнивается к «злу эгоизма». Поэтому ведущую роль в мировой истории способен играть лишь тот, кто способен к самоотверженности и даже к самоотречению. Наибольший вклад в мировую историю вносит тот, кто сознательно отрекся от всяких частных интересов во имя интересов человечества или, точнее, Бого-человечества (см. далее). И именно он достоин наибольшего почета и уважения. При таком взгляде само собой понятно, что решившийся «растоптать невинный цветок» ни при каких условиях не может быть возведен в ранг «героя истории».
Очевидно, что учение о человечестве в интерпретации Вл. Соловьева имеет нравственно-возвышенный пафос. И это понятно, поскольку вся его философия строится исходя из требований христианской нравственности, как они ему представлялись. Тем не менее возникают вопросы — не слишком ли большой груз возлагает Соловьев на человека? Может ли человек постоянно находиться в состоянии самоотречения, сознательно пренебрегая теми интересами, которые не являются интересами человечества в целом? А с другой стороны, не способствует ли учение Вл. Соловьева ослаблению воли к жизни? Ведь согласно идее самого мыслителя жизнь, в том числе общественная жизнь, в своем эмпирическом выражении есть не что иное, как оже-
1 Гегель Г.В.Ф. Философия истории. М., 1993. С. 84.
сточенная борьба за существование. Прежде чем ответить на эти вопросы, обратим внимание еще на ряд аспектов социально-философской концепции Вл. Соловьева.
Следуя христианскому взгляду, мыслитель считал, что явление Христа имело универсальное значение. По Вл. Соловьеву, со времени явления Христа, а затем по мере утверждения и распространения христианства история общества становится радикально иной. Человечество превращается в Богочеловечество. В столь необычный термин философ вкладывает весьма простое содержание. Он хочет сказать, что с возникновением христианства не только индивидуальная жизнь христиан, но и общественная жизнь наполняется новым — духовным — содержанием. Теперь она подчинена «безусловному», т.е. божественному, началу. История общества становится историей развития христианской церкви, расширения ее духовного влияния. «Тело Христово» (т.е. церковь), «являющееся сперва как малый зачаток в виде немногочисленной общины первых христиан, мало-помалу растет и развивается, чтобы в конце времен обнять собою все человечество и всю природу в одном вселенском бого-человеческом организме»1. В расширении духовного влияния христианства и во все большем осознании христианских ценностей, таких, как милосердие, сострадание и др., усматривает Вл. Соловьев сущность общественного прогресса. Прогресс несомненен, хотя на его пути человечеству приходится преодолевать целый ряд соблазнов и искушений.
Одно из радикальных препятствий на пути торжества христианских ценностей связано с разделением церкви на две изолированные части — западную и восточную, т.е. римско-католическую и православную. Еще более усугубило положение последующее дробление некогда единого христианства, т.е. отделение от католицизма целого ряда протестантских течений. Разделенность христианства рассматривается мыслителем как трагический факт, хотя он и признает относительную «правду» каждого из главных направлений в христианстве.
|
|
Особенно сильно волновала Вл. Соловьева проблема разделеннос-ти церкви в средний период его творчества (1882-1890). В этот период он предпринимает не только теоретические, но и практические усилия к тому, чтобы способствовать объединению римско-католической и православной церквей. На этом основании некоторые исследователи считают его одним из основоположников экуменического движения — движения за объединение церквей2.
В это же время Вл. Соловьев развивает учение о вселенской теократии. Теократия (букв, «боговластие»), по замыслу философа, должна объединить все христианские народы прежде всего в единство духовное. Предполагалось, что во главе нового духовного объединения ста-
1 Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 160.
2 См., в частности: Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков. Достоевский.
Соловьев. С. 132-175.
нет Папа Римский. Папа стал бы главой духовной власти всех христиан. Светскую власть объединенных народов возглавил бы российский император. Наконец, еще одна «ветвь власти» (говоря теперешним языком) должна была принадлежать пророкам — людям, которые в силу своих интеллектуальных и нравственных качеств пользуются особым уважением и авторитетом. Их миссия «теоретическая» и «пропагандистская». Они призваны научно-философски разрабатывать и намечать пути дальнейшего развития христианского человечества.
Вселенская теократия призвана противостоять опасности нигилизма и грубого материализма. Эта опасность остро ощущалась Вл. Соловьевым на протяжении всей жизни. Столь же опасным представлялось ему распространение социалистических учений, которые он рассматривал как разновидности того же нигилизма и материализма. Наконец, для России теократический проект имел, по Вл. Соловьеву, еще один важнейший аспект. Находясь на границе двух миров — европейского и азиатского, Россия на протяжении всей истории постоянно испытывала и испытывает давление азиатского Востока — давление экономическое, военное, духовно-культурное. Объединение со странами Европы позволило бы России более тесно интегрироваться в сообщество христианских стран. Оно бы дало более твердую гарантию сохранения христианских основ русской культуры. Опасения Соловьева относительно возможности утраты Россией христианской направленности духовной жизни выражены в одном из его стихотворений:
|
|
О Русь! В предвидении высоком Ты мыслью гордой занята; Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?
Обращает на себя внимание последовательное отстаивание мыслителем идеи безусловного достоинства личности. Эту идею он формулирует следующим образом: «Никакой человек, ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство или орудие — ни для блага другого лица, ни для блага известной группы лиц, ни для так называемого «общего блага»1. Общество имеет право не на человека как лицо, а на его деятельность или труд в той мере, в какой этот труд, служа пользе общества, обеспечивает вместе с тем достойное существование человека. Право личности безусловно, в то время как права общества на лицо, напротив', обусловлены признанием личного права.
Личность есть сила разумно познающая и нравственно действующая. Вл. Соловьев критикует две одинаково ложные крайности. Одну крайность представляют «гипнотики индивидуализма», другую — «гип-нотики коллективизма». Первые утверждают самодостаточность отдель-
1 Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 68.
ной личности, а в обществе видят лишь помеху или препятствие для ее самореализации. Вторые, напротив, видят в жизни человечества только общественные массы, а личность признают за ничтожный и преходящий элемент общества. С их точки зрения, с личностью можно не считаться во имя так называемого общего интереса. «Но что же это за общество, состоящее из бесправных и безличных тварей, из нравственных нулей? Будет ли это во всяком случае общество человеческое!» — ставит вопросы Вл. Соловьев1. Позиция мыслителя в этой проблеме не сводится, однако, к простому отвержению двух крайностей и механическому нахождению середины. Во-первых, с его точки зрения, личность при всех условиях должна иметь возможность сохранить свою особенность. Она есть «особая форма бесконечного содержания». Человеческая личность бесконечна: это есть аксиома нравственной философии. Бесконечность личности проявляется в безграничных возможностях интеллекта и в таких же безграничных возможностях воли к совершенствованию личности и общества с точки зрения нравственности. Во-вторых, личность заключает в себе динамический момент истории, в то время как «собирательные» общности — ее статический момент. Личность способна инициировать новое, в ней заключен источник творчества. Всякое общественное целое скорее консервативно, чем инициативно. В противоборстве двух тенденций — динамической и статической — и заключается движущая сила развития общества.
Согласно Вл. Соловьеву, содержание христианства требует, «чтобы человеческое общество становилось организованною нравственностью»2. Нравственное совершенствование должно касаться не только отдельного человека, но и общества в целом. Иначе говоря, общество должно быть построено в соответствии с принципами христианской нравственности. Для этого не требуется никаких революционных перестроек: «Задача состоит не в том, чтобы уничтожить существующие расчленения общественные, а в том, чтобы привести их в должную, добрую, или нравственную, связь между собою»3.
Вл. Соловьев одинаково отрицательно относится и к теории социализма, и к духовной буржуазности. Имея в виду расхождение утверждения о близости идеи социализма христианству, он иронически замечает: «Христианство учит — отдай свое, а социализм говорит: возьми чужое». С точки зрения Вл. Соловьева, всякое учение, ставящее на первый план материальные интересы, в корне противоположно христианству, для которого духовные интересы неизмеримо важнее материальных. В этом смысле социализм есть лишь обратная сторона буржуазности, поскольку и тот и другая отстаивают приоритет материальности. Такого рода учения низводят человека до уровня живот-
1 Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I. С. 283. 2Тамже. С. 339. 3 Там же. С. 339.
ности, а в обществе сеют раздор и вражду. В действительности попытка построить общественную жизнь, исходя из приоритета материальных интересов, вредна и утопична. Такое общество неминуемо будет разорвано борьбой эгоистических сил.