Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:
- доклассический период (Гомер) - архаика;
- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;
- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);
- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомера связаны с отождествлением
красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.
Проявлением философии антропоморфизма ранней классики является пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-
|
|
зыке. Эта теория изложена Пифагором в произведении, названном «Золотые стихи».
Учение пифагорейцев развивал Гераклит Эфесский, бравший за основу всего живого «вечно живой огонь». Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как о единстве противоположностей. Она возникает и проявляется в борьбе противоположностей. Гармония по Гераклиту является основой красоты и имеет универсальный характер: мы видим ее в основе космоса, человеческих связей, она присутствует в искусстве. Гераклит подробно говорит о мере, которая носит всеобщий и универсальный характер.
Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.
Софизм также принадлежит ранней классике. Софистами «ремесло» постепенно стало рассматриваться как «искусство». Деятельность софистов в основном строилась на изучении риторики. В основе софизма лежат учения Протагора, Гиппия, Горгия, которые сводились к отрицанию любого порядка вообще и в искусстве в частности. Для софистов была характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Поэтому прекрасное рассматривалось ими как относительная категория. Искусство для софистов - только иллюзия.
Сократ, один из знаменитейших философов античности, считал, что:
|
|
• органы чувств лишены познавательной способности;
• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;
• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.
Платон свои эстетические идеи изложил в диалогах («Федр», «Кра-тил», «Ион», «Гиппий Больший», «Пир», «Тимей», «Филеб» и др.). Платон был одним из первых, кто обратился к проблеме эстетических категорий, рассматривая их как парные категории. В целом основные идеи Платона заключаются в следующем:
• схема природы всего бытия сводится к трем градациям: высшая -«идеи», средняя - реальности физического и практического мира и низшая - тени и отражения реальных предметов и фактов. Ремесленники и деловые люди имеют дело с предметами второго порядка. К третьему принадлежат поэты и художники, создающие только образы тех вещей, которые относятся к среднему разряду. Поэтам и художникам свойственно непостоянство («зеркальное отражение»). Риторы, симулирующие искусство логичной речи; повара, симулирующие искусство диетического питания; закройщики и портные, симулирующие красоту человеческого тела, - все они собратья драматургов, так
как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;
• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;
• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;
• есть два вида творчества: божественное и человеческое;
• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;
• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;
• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.
Основными трудами, излагающими эстетические идеи Аристотеля, являются «Поэтика» и «Политика». В отличие от Платона, Аристотель рассматривает прекрасное в материалистическом духе, как объективное качество вещей. Наиболее характерными признаками прекрасного он считает порядок (в пространстве), соразмерность и определенность в явлениях и предметах реального мира. Противоположностью прекрасного (безобразным) Аристотель считает неоформленность предмета, отсутствие в нем таких свойств, как целостность, единство, порядок, соразмерность.
Аристотель анализирует трагическое и комическое на уровне трагедии и комедии как жанров искусства. Трагическое есть важное, значительное действие человека, приносящее ему страдание. В своем труде «Политика» он говорит о том, что главный источник трагического - частная собственность.
Основные эстетические положения Аристотеля:
• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;
• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;
• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;
• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;
• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;
• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;
• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;
|
|
• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;
• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.
В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.
Именно в этот период Гораций написал свою «Науку поэзии», Витру-вий - научное пособие для архитекторов, Аристоксен - краткое руководство по музыке, а Квинтилиан — «Наставление в ораторском искусстве».
Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:
• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);
• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);
• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;
• красота трансцендентна (Плотин);
• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;
• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);
• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;
• признание значения слова в поэзии как эстетической единицы в искусстве риторики (Теофраст «Поэтика»);
• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);
• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);
|
|
• высшим критерием «чудесного порядка» музыкальных звуков служит ухо человека, действующее совместно с человеческим разумом (Аристоксен).
Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин
изложил в 54 трактатах, получивших название «Эннеады». Он утверждает, что рассмотрение прекрасного как соразмеренного и пропорционального является ошибочным, так как:
• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;
• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);
• непропорциональными оказываются многие явления духовного или общественного характера, воспринимаемые нами как прекрасные. Стоики выдвигают учение о симметрии как основе и сущности прекрасного в природе. Суть подражания природе по их мнению состоит в использовании художниками основных принципов и законов, по которым творит сама природа. Стоики признавали моральную ценность красоты. Они вводят в эстетическую теорию термин «изящество».
Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.
Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.
В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:
• об отношении эстетического сознания к действительности,
• о природе искусства,
• о сущности творческого процесса,
• о месте искусства в жизни общества и человека.