Византия

Специфика мироощущения средневековой Византии обусловлена культурными предпосылками.

Особенности византийской культуры состояли в следующем:

синтез западных и восточных элементов при господстве греко-римских традиций;

• сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при всевозрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

Византийская империя проявила отличие православия от католичества.

Византийская культура, положившая начало книге как таковой (пришедшей на смену греческому свитку), привнесла много нового и во взаимодействие различных видов искусства. Уже VI век ознаменовался широким распространением кодекса - рукописи, состоящей из отдельных сброшюрованных листов. Античная иллюстрация, в отличие от средневековой, — свободный изобразительный комментарий на полях манускрипта. Кодекс же с упорядоченным форматом страницы предъявлял более жесткие требования к композиции миниатюры: она теперь не только комментировала текст, но и украшала рукопись. Обрамление страницы открывало путь к превращению иллюстрации в замкнутое в себе самом произведение, в своего рода картину. Развивается такое направление живописи, как иллюминированная рукопись, основанное на формировании традиций декорирования текста книги.


В V веке большое распространение получили «пурпурные» кодексы -роскошные манускрипты, выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст при этом был написан золотом и серебром. В манускриптах XI столетия установилось новое отношение изображения и текста, предпосылкой которому послужило появление строчного письма — минускула. Оно изменило облик рукописной книги.

Особое место принадлежит развитию изобразительного искусства, представленного в основном в фресках, мозаиках и иконописи. Изображение Бога рассматривается не как портрет, в котором определяющим началом является подобие видимого образа. Цвет, форма, композиция приобретают высшую условность. Большое значение изобразительное искусство этого периода отводит обратной перспективе.

С V века начала развиваться иконопись как особый вид христианского живописного искусства. Икона (греч. - образ) как предмет культа получает особое значение в среде восточного христианства. Для икон того времени были характерны предельная символичность и применение принципа обратной перспективы. В отличие от прямой обратная перспектива имеет точку схода не в глубине пространства и над предметом, а в пространстве зрителя и под предметом. Пространственная система оказывается как бы вывернутой, обращенной. В иконописи применялись методы смешивания прямой и обратной перспектив в целях максимального воздействия на верующего. Это объяснялось и мировоззренческими предпосылками: земной мир представлялся как отражение и подобие небесных сфер, пространство небес противопоставлялось земному. Поскольку не реальность являлась предметом византийского искусства, а лишь мир божественных сущностей, «обращенное» пространство средневекового изображения - это пространство небесного мира, символ сверхчувственного духовного зрения, вселенная, увиденная изнутри.

В византийской литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу.

Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Образ жизни и нравы поздневизантийской знати проявляют стремление к роскоши и комфорту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: