Западная Европа

Средневековье - период, находящийся между античностью и Возрождением. Такое название историки дали ему не случайно: это особое время, вобравшее и соединившее в себе как черты предшествующей эпохи античности, так и черты зарождающегося Возрождения. Поэтому мироощущение человека средневековья достаточно специфично по двум причинам: во-первых, оно объединяет в себе идеи предшествующих эпох с новыми идеями современности, по-новому интерпретируя их, во-вторых, оно представлено несколькими культурно-региональными разновидностями, специфическими по форме (средневековое мироощущение человека Западной Европы следует отличать от византийского и восточного мироощущения,).

Наиболее характерными и общими чертами, определяющими основу своеобразия мироощущения и образа мира человека в средневековье, можно считать следующие:

• двойственность и противоречивость мировоззренческих установок (это наиболее ярко проявится в стремлении к символике);

• космос уже не рассматривается как Абсолют, а становится предметом действия Абсолютной личности Бога - особой силы, управляющей миром;

• появляются две разновидности мира: мир Бога и мир человека;

• подчиненность предметов реального мира друг другу заменяется подчиненностью каждого предмета Богу - связь становится вертикальной и зависимой только от Бога, способного объединить всю множественность мира земного;

• каждая вещь физического мира представляется средневековому человеку состоящей как бы из двух составляющих, одна из которых принадлежит только миру земному, а вторая - божественному;

• сам человек начинает представляться как соотношение двух независимых начал: телесного - низменного и духовного - возвышенного. Второе начало явно превалирует в человеке;

• пространство получает направление: в нем возникает вертикаль как доминирующее начало; оно становится неоднородным, а эмоциональ-


но окрашенным в разные цвета (пространство языческого мира, христианского, сакрального и земного);

• время воспринимается как цикличное, но представленное множеством подвидов: (аграрное, родовое, библейское, историческое, церковных служб, литургическое и т. д.); именно литургическое, библейское время вносят новый компонент в понимание его как линейного, имеющего начало и конец;

• эстетика светозарности поэтического образа рассматривается как высшее проявление тенденции к обособлению единичности и индивидуальности, приводит к признанию пестроты и многообразия мира, что проявляется в появлении пристального внимания к красоте отдельных предметов;

• созерцание понимается как любование, предполагающее нахождения второго, иллюзорного плана;

• красота - воплощение божественного совершенства, а обладание красотой - это присутствие бога в человеке;

• основные критерии красоты: единство, форма, гармония, порядок, число, ясность, сияние, свет.

Это своеобразие мироощущения особенно ярко проявилось в традициях средневекового искусства. В средние века сложилась своя концепция искусства: хотя оно и материально, но корни его в духовности человека, в Боге.

В целом отношение к искусству в средние века меняется. Боэций призывает философию - истинное утешение взволнованной души - осудить муз как нечестивых душ, предлагающих людям сладкий яд вместо настоящего лекарства и убивающих плодотворное семя разума бесплодными страстями. Мирское искусство рассматривается как вред и пагубность для человека.

В средние века не было понятия «изящное искусство», термин «искусство» скорее обозначал «методическое мастерство», умение работать по какому-либо способу, в определенном порядке. Все искусства делились, как и в античности, на «свободные» и «механические». К ним в средние века добавились еще искусства «теологические».

К семи свободным искусствам относились грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Поэзия рассматривалась как придаток логики или риторики. Музыка считалась изящным искусством и относилась к философии. Художников относили к разряду шорников, потому что седла в то время раскрашивали. Иногда художниками называли придворных шутов.

К понятию механических видов искусства относили те виды деятельности, которые оставляли после себя материальный продукт. В свою очередь, механические искусства делились на теоретические, практиче-

ские и созидательные. Иногда механические виды искусства назывались поэтическими, когда не имели теоретического или практического характера. Гуго Сен-Викторский выделял еще логическое искусство, причисляя к нему риторику. Вообще к механическим искусствам относили философию, красноречие, механику, поэзию.

Теологические виды искусства связывались со сверхъестественными способностями человека. Эти искусства почитались особо, так как содействовали единению души человека с Богом.

Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. И не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, а потому, что средневековое искусство формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Оно было в руках церкви могучим средством влияния на массы в силу доступности для всех - и для неграмотных, и для людей, говорящих на разных наречиях. Формула «искусство - Библия для неграмотных» сохраняла значение на протяжении всего средневековья. За время с XI по XII века в Западной Европе сменились два архитектурных стиля —романский и готический.

Романский стиль возник в эпоху средневековья в европейской культуре (Ломбардия в Италии) в архитектуре. Термин ввели археологи в XIX веке. Романский стиль связан с представлениями о целостности мира, его телесности и давящей на человека массивностью и статичностью.

Для архитектуры романского стиля характерны: полукруглые арки, украшения, массивность форм, узкие оконные проемы, высокие башни, массивные порталы, купольные конструкции. Крепости-дворцы украшались внутри фресками, а снаружи - ярко раскрашенными рельефами. Виды сооружений романского стиля: церковь, дворец-крепость, монастырский ансамбль, рыцарский замок.

В скульптуре для романского стиля характерно отклонение от реальных пропорций, напряженная духовная выраженность, обобщенность. В живописи - преобладание тематики, связанной с представлениями о грозном божественном всемогуществе. Проявился стиль также ярко в книжной миниатюре и декоративно-прикладном искусстве (особенно в ювелирном деле), стиле одежды и украшениях.

Готика - стиль архитектуры, получивший название только в Возрождение. Его возникновение связано с развитием городов. Расцветает этот стиль в XIII-XV веках. Родился он во Франции (Собор Парижской Богоматери). Главный вид сооружений, характерный для этого стиля - собор.

Готика связана с представлениями о мире как максимально расчлененном, частично дематериализованном и неустойчивом в своей динамичности. Готика не знала индивидуальности авторства, так как эти храмы воздвигались в основном архитекторами и строителями разных поко-


лений, каждое из которых привносило свою манеру. Таким образом, строительство храма осуществлялось 2-3 столетия.

В этом стиле происходит процесс «развеществления камня». Пространство наполняется свободой и некоторой легкостью по отношению к романскому стилю. Изменение строительной конструкции связано с применением дополнительных поддерживающих установок. Давление камня свода, каменных колонн и стен обращено вниз, но господствует ощущение общей устремленности всей постройки вверх. Встреча этих противоположностей создает чувство невесомости, парения над землей. С XIV века соборы становятся царскими усыпальницами. Изменение строительной конструкции связано с применением дополнительных поддерживающих установок. Стиль отличается особой символичностью: 12 опор хоров в церкви символизировали 12 апостолов, пилястры - епископов и Отцов церкви, сам собор - символ царства небесного.

Готика объединила в себе статику и динамику: динамика вертикали как бы останавливается статикой горизонтали. Динамика - олицетворение устремленности человека и земного начала к внеземному и вечному, а горизонтальная статика - рост земного начала в его значимости для человека. Она тяготеет к объемности и многообразию. Это проявляется в новом подходе к пониманию света в архитектуре. Сюжер стал первым, кто начал активно использовать свет в архитектуре. Это проявляется особенно ярко в системе витража. Витраж, состоящий из множества цветных прозрачных частей, способен дробить солнечный свет на множество составляющих.

Характерными для готики чертами в архитектуре считают следующие: устремленность вверх, вытянутость окон, витражи, характерная «роза» у входа, в основе здания лежит форма латинского креста, украшен-ность статуями, рельефами, живописью. Готика проявилась не только в архитектуре, но и в живописи (Д. Кверча, Беневе, Л. Монако), скульптуре, моде того времени.

Особое развитие в средние века получает изобразительное искусство. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию, ибо, по учению церкви, это - очищающий душу огонь.

В XII—XIII веках под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты), поэзия вагантов (лат. - «бродячие»), героический эпос, рыцарская поэзия, лирическая поэзия трубадуров, куртуазная поэзия, стихотворная повесть на любовно-приключенческий сюжет. Особое место слову как основе литературы принадлежало христианским текстам, в которых слово трактуется как акт божественного

создания. Развивается учение о почитании текста религиозного характера, высшим воплощением которого становится «Книга книг» - Библия.

В средние века происходит изменение, касающееся приоритетности тех или иных видов искусства. Самым «дьявольским» становиться театр. Он представлен разновидностями: театр, преследуемый церковью, основанный на народных традициях и языческих представлениях, и театр, связанный с церковными традициями. Наиболее популярным жанром становятся мистерии, представляющие собой яркий пример гармоничной включенности драматического действия в архитектурный ансамбль. Сам театр получает форму профессиональной деятельности (Франция - гист-рионы, Германия - шпильманы, Польша - франты, Россия - скоморохи и т. д.).

Эстетические учения западноевропейского средневековья

Эстетические взгляды средневековых мыслителей достаточно разнообразны. Если во времена античности практические и утилитарные цели органично включались в сферу красоты, то средневековье начинает разделять эти понятия.

Святой Августин (354-430) выделяет из прекрасного момент пользы и целесообразности через понятие «соответственное». Центральным понятием эстетики Августина является категория «единства». Высшим единством обладает Бог, объединяющий в себе мир, поэтому он воплощает в себе высшую красоту. Красота — это «пропорциональность частей в сочетании с приятностью окраски». Порядок и число — основные свойства красоты. Три принципа - мера, число и вес, или, согласно другому определению, вид, форма и порядок, лежащие в основе бытия и красоты, символизируют три лица святой троицы.

Вселенная, согласно Августину, развивается согласно порядку, ибо Бог любит порядок и является его творцом. Порядок, царящий в мире, создан Богом и проявляется в мере и гармонии.

Уродство, согласно его теории - это только сравнительное несовершенство. Чтобы восприятие красоты было полным и совершенным, определенным пропорциям, составляющим красоту объекта, должна соответствовать подобная же пропорциональность в субъекте. Правильное соотношение должно связывать созерцающего красоту с самим зрелищем, так же как должны быть связаны и части видимых предметов между собой. Ибо соответствие между раздражителем и реакцией на него делает ощущение приятным.

В своем раннем трактате «О подходящем и прекрасном» Августин задавался вопросами о том, почему нас влечет к красоте и как красота свя-


зана с любовью. Взаимное влечение чувства и объекта вызывается внутренней гармонией или взаимным приспособлением двух элементов друг к другу. Святой Августин называет эстетическую форму видимых предметов красотой, а слышимых — мелодичностью. Он стремился подчинить искусство познанию символического содержания Библии. Последняя представляет собой поэтику Августина, его гносеологию и знаковую теорию языка.

Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 349) считал, что в человеке как микрокосме сосредотачивается весь макрокосм. Объединяющим началом этих уровней является гармония строя и ритма, приводящая человека не только к согласию с самим собой, но и к созвучности с миром. Эти идеи оказались созвучны с романским стилем в искусстве.

Гуго Сен-Викторский (1096-1141) учил о двух видах красоты: высшей незримой и низшей зримой. Незримая красота едина и неделима, а зримая - сложна и разнообразна. Красоту он рассматривает как единство противоположностей. Чем больше контраст, тем сильнее воспринимаемая красота. Эти идеи особенно ярко проявились в готических тенденциях искусства средневековья.

Созерцание высшей красоты осуществляется на уровне интуиции и разума и поэтому называется «интеллигенцией». Восприятие низшей красоты связано с чувствами и проявляется не только на уровне зрения и слуха, но и на уровне осязания и обоняния.

Гуго создает и свою схему развития искусства. На начальной стадии целью человека выступает необходимость удовлетворения самых простых потребностей, что проявляется в создании самых простых вещей. Далее идет стадия обеспечения удобства, что вынуждает человека улучшать вещь. Последняя стадия - стремление человека сделать вещи милыми, приятными для глаза. Гуго делает вывод о том, что красота заключается в освобождении от необходимости, нужды.

Представителем поздней схоластики средневековья принято считать Фому Аквинского (1225-1274). Его основные идеи:

• красота определяется тремя качествами - цельность, пропорциональность и яркость. Гармония не является свойством вещей, а представляет собой отражение их божественного происхождения;

• основной принцип красоты - множество в едином;

• главное проявление красоты - форма.

Одним из ключевых понятий средневековой эстетики становится «свет». Слово claritas в средневековых трактатах означало «свет», «сияние», «ясность». Красота - сияние истины. Свет и форма в средние века отождествляются.

Идеи эстетики света проявились в христианских традициях средневекового искусства. Свет в христианстве выполняет три функции: очаровы-

вает чувства, формирует и придает порядок всему и облегчает познание. В средние века различали чувственный свет, естественный свет человеческого разума и метафизический или божественный свет. Видение, восприятие света рассматривалось как гармоническая встреча света физического мира и света сознания. Сверхчувственный свет Божественного озарения не воспринимается, а постигается в мистическом опыте приближения к Богу.

Красота в средние века в Западной Европе связывалась с божественностью. Искусство рассматривалось как испытание для человека. Творчество уподоблялось Божественному проявлению особого предназначения. Все, что создано человеком, должно быть связано с божественным уподоблением. Характерны также тенденция подчинения поэтики риторике и знаковый подход к слову.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: