Эстетика «философии жизни» строится на понимании ценности не результата, жизненного достижения, а самого процесса проживания. «Философия жизни» рождается как ответ позитивизму, призывавшему в начале века к изменению научных подходов в эстетике.
Артур Шопенгауэр (1788-1860) в труде «Мир как воля и представление» пишет о том, что наслаждение - это отсутствие боли. Всякое наслаждение, входящее в удовольствие, всегда компенсируется болью. Помочь человеку способно только искусство, которое дает ему возможность созерцать. Шопенгауэр выдвигает теорию отдельных видов искусства на основе концепции отдельных стадий объективации воли. Архитектура в этом смысле расположена на самой низкой ступени в системе искусств. Ее функция заключается в^уточнении отношения силы тяжести к твердости предмета. По Шопенгауэру музыка - это бессознательное философствование, олицетворение воли. Шопенгауэр подразделяет музыкальные формы на элементы и сопоставляет их с элементами Вселенной. Основной бас в гармонии соответствует грубой планетной массе, тенор - кристаллам, альт - животным, в самом высоком голосе отражена высшая ступень объективации воли — осмысленная жизнь и устремления человека.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) призывает к переоценке всех ценностей. Его сверхчеловек - это воплощенная воля к творчеству, которое помогает преодолеть ограниченность срока жизни и знания о мире.
Основные эстетические идеи Ницше можно свести к следующему:
• искусство — это пробуждение животной энергии благодаря образам и стремлению к более полной жизни;
• красота достигается только благодаря акту самоутверждения, который формирует, видоизменяет действительность, чтобы сделать ее прекрасной;
• воспринимать прекрасное - значит воспринимать его ложно;
• оригинальность не ценна, истинный «классический» стиль должен быть холодным, ясным и четким, логически последовательным. В нем избыток жизненной энергии сдерживается пределом обобщающего начала;
• начало художественного творчества - некое опьянение, ошеломление художника, который становится одержимым дионисийской энергией. На второй стадии он освобождается от пут сладострастного возбуждения и явления, озаренные волшебной символической картиной, приводятся в стройный порядок. Сам художник переживает перерождение себя сначала в сатира, затем в бога;
• истинное искусство пронизано дионистическим началом;
• все самое ценное человек добывает через совершение греха;
• подразделяет виды искусства по принципу доли эстетического опьянения на дионисийские (театр, танец, музыка и лирическая поэзия) и аполлоновские (живопись, скульптура и эпическая поэзия). Архитектура остается вне классификации, так как в ней проявляется созидательный акт воли во всей ее чистоте;
• искусство существует для того, чтобы мы не погибли от истины;
• признаком декаданса искусства является массовость и демократизация.