По этапу бизнес-процесса, на котором находятся товарно-материальные ценности, они подразделяются на следующие категории: сырье и материалы; незавершенное производство; готовая продукция; товары; отходы.
Группа сырья и материалов включает товарно-материальные ценности, по ступающие на вход звена цепи поставки. В эту группу входят: сырье; материалы; полуфабрикаты; детали; комплектующие; сборочные единицы; тара; упаковка.
Поступая на вход конкретного звена цепи поставки, товарно-материальные ценности этой группы являются исходными составляющими для дальнейшего производства готовой продукции, т. е. используются в производственном процессе.
Вторая группа товарно-материальных ценностей — незавершенное производство(semifinished goods) — это совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов производства готовой продукции. Незавершенное производство имеется на любом производственном предприятии, так как в каждый момент времени некоторая часть товарно-материальных ценностей находится либо в процессе выполнения операций технологической обработки, либо между ними.
|
|
Готовая продукция представляет собой товарно-материальные ценности, полностью готовые к реализации данным предприятием.
От незавершенного производства готовую продукцию отличают следующие особенности:
• технологическая обработка товарно-материальных ценностей в рамках производственного процесса на данном предприятии полностью завершена;
• изделия имеют полную, предусмотренную технической документацией комплектацию;
• изделия прошли контроль качества;
• изделия приняты на склад готовой продукции.
Выходя за границы производственных предприятий, вступая в сферу обращения, перемещаясь в каналах распределения, товарно-материальные ценности представляют собой товары.
Отходы представляют собой товарно-материальные ценности, полностью или частично утратившие потребительские качества.
Определение потребности предприятия в материалах
Методы определения потребности предприятия в материальных ресурсах:
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
А) Интуитивные методы прогнозирования – индивидуальные и коллективные экспертные оценки, анализ прошлого опыта работы, построение сценариев,
Б) Формализованные методы – экстраполяция и моделирование.
В) Статистический метод является частью прогнозирования,