1. Интервью – это стандартизированный метод или искусство общения?
2. Чем обыденный разговор, профессиональная, терапевтическая беседа, философский диалог отличаются от исследовательского интервью?
3. В подгруппах разработайте план интервью на тему «Психологическое воздействие рекламы».
4. Возникает ли «эффект интервьюера» в интервью постмодернистского направления?
5. Послушайте разговор интервьюера с опрашиваемым, корректно ли произведена запись услышанного?
6. Что нужно интерпретировать высказанный смысл или подразумеваемый?
7. Выделите способы повышения надежности интервью, самостоятельно составьте их классификацию.
8. Проведите интервью на тему «Ближайшие и отдаленные цели Вашей карьеры». Наблюдателям следует зафиксировать и обсудить сильные и слабые стороны работы интервьюеров.
9. Разработка и проведение интервью в подгруппах с фиксацией происходящего наблюдателем и разбором в группе после проведения интервью.
ЛИТЕРАТУРА
Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. –М.,1989
|
|
Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественнй подход. Методология. Исследовательские практики. М.,2005
Квале С. Исследовательское интервью. М.,2003
Методы социально-психологического исследования. Сб. науч. трудов. - М.,1975
Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. - Ереван, 1985
Рабочая книга социолога. - М.,1983
Садмен С. Как правильно задавать вопросы: Введение в проектирование опросного инструмента. М.,2002
Сикевич З.В. Введение в социологическое исследование. Практическое руководство. СПб, 2005
Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. - Ростов н/Д, 2003
Ядов В.А. Социологическое исследование. - М.,1987
Тема 9
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД
«Социометрия – это социологическая наука людей, о людях и для людей»
Я.Л.Морено
Своим возникновением социометрический метод обязан широко известному психологу - Якобу Леви Морено. В конце первой мировой войны он (в то время молодой начинающий врач) был направлен в лагерь для беженцев в Миттендорф недалеко от Вены для оказания медицинской помощи.
Его внимание привлек тот факт, что, несмотря на одинаково неблагоприятные условия существования беженцев, симптомы заболеваний были выражены по-разному. Условно контингент лагеря можно было разделить на две группы. Первая группа («благополучные», которые в меньшей степени обращались за медицинской помощью) делили свои бараки с родными, близкими, старыми и новыми друзьями. Иными словами для этих бараков была характерна благоприятная психологическая атмосфера.
|
|
Вторая группа – «неблагополучные» - жили в бараках, где процветали склоки, раздоры и раздражение.
Обнаружив данный факт, Морено предлагает произвести перегруппировку в неблагополучных барах. Однако, идеи начинающего врача в то время не были услышаны. Основное предположение – влияние группы на чувства и поведение людей связано с «позитивным», «негативным» отношением к группе.
Социометрия (социометрический тест) представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри коллективных и межколлективных связей, путем выявления отношений между членами группы. Данный тест был предложен Дж. Морено в 1943 году.
Основные понятия, которые используются при описании социометрического теста – это выбор (симпатия, положительный выбор) и отклонение (антипатия, отрицательный выбор).
Социометрический тест позволяет выявить:
- степень сплоченности, разобщенности группы;
- социометрический статус члена группы;
- внутренние подсистемы, сплоченные подгруппы, во главе которых могут стоять неформальные лидеры.
Специфика данного метода состоит в том, что он не может быть анонимным. Испытуемый может лишь закодировать собственный бланк (социометрическую карточку) ответов, однако код в любом случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос.
Выделяют две формы проведения социометрической процедуры: 1) непараметрическая (число выборов неограниченно); 2) параметрическая (число выборов ограниченно).
Каждая из вышеперечисленных форм обладает своими достоинствами и недостатками. Так, к достоинствам непараметрической формы можно отнести: а) возможность выявить эмоциональную экспансивность группы; б) рассмотреть все многообразие межличностных связей группы. В качестве недостатков можно отметить два момента: а) вероятность получения случайного выбора (например, «выбираю всех», что может указывать либо на нежелание участвовать в опросе, либо на обобщенное аморфное представление о членах группы); б) сложности в обработке полученных данных (правда, на сегодняшний день эта проблема отчасти решена за счет развития компьютерной техники).
Обращаясь к преимуществам и ограничениям параметрической формы, следует отметить, что достоинства непараметрической формы обращаются в недостатки параметрической и наоборот (недостатки непараметрической становятся преимуществами параметрической).
Процедура социометрического опроса. Процедура включает в себя ряд этапов.
Подготовительный этап. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и социально-демографическими характеристиками группы.
Первый этап. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится им внушить доверие к себе. Основная задача данного этапа – замотивировать испытуемых для проведения дальнейшего опроса. От решения данной задачи в первую очередь зависит эффективность социометрии, так как очень важно получить искренний ответ каждого члена группы, участвующего в опросе. Этот этап часто называют психологической разминкой. Одновременно на этом этапе формулируется содержание социометрических критериев.
Второй этап. Проведение собственно опроса: инструктирование, раздача социометрических карточек, их заполнение опрашиваемыми и сбор карточек. Каждый член группы должен ответить на вопросы, сформулированные в социометрической карточке, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими. Сам опрос может проходить как в письменной, так и в устной форме.
Этап обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде, проверка надежности полученных данных.
|
|
Завершающий этап. Получение выводов и рекомендаций.
Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, которые заполняются респондентами.
Социометрическая карточка обычно начинается с обращения, которое имеет своей целью информировать участников исследования о его целях и задачах, способе заполнения, о гарантиях анонимности и т.п.
Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной вариант.
Социометрическая карточка может включать в себя различные критерии оценки членов группы.
№ | Вид критерия | Критерий | Выбор | ||||
Учеба (работа) | В вашей школе проводят интеллектуальную викторину. Тебе поручили составить команду. Кого ты в нее пригласишь из твоего класса? | ||||||
Кого ты не позовешь для ее подготовки? | |||||||
Досуг | Кого бы ты позвал к себе на день рождения из класса? | ||||||
Кого бы ты не хотел видеть у себя на дне рождения? |
Выбор социометрического критерия зависит от программы исследования, например, изучается ли досуговая деятельность коллектива, производственные отношения в коллективе, отношения во временной или стабильной группе и т.д.
Социометрический критерий. Существенным для социометрического опроса является то, что выбор или отклонение индивидом другого осуществляется по отношению к определенной содержательной деятельности. Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отклонения, называется социометрическим критерием.
Как уже отмечалось ранее, социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений в коллективе (см. Социометрическая карточка, графа критерий).
Виды социометрических критериев. Наиболее часто используется деление критериев на производственные и непроизводственные.
|
|
Производственные критерии позволяют выяснить межличностные отношения на уровне производственной деятельности. Они формулируются в виде вопроса, требующего выбора лиц для совместного выполнения рабочих заданий.
Непроизводственные критерии являются показателями межличностных отношений в коллективе. В качестве таковых предъявляется значимая ситуация, не связанная с производственной деятельностью. Она может фиксироваться в виде вопроса, требующего выбора партнера для проведения досуга и т. п.
Наряду с вышеперечисленными можно выделить и другие критерии.
Прогностический критерий позволяет выяснить структуру ожиданий членов коллектива согласно представлениям респондентов.
Социальные критерии предполагают выбор другого человека для совместной общественной работы.
Критерии также можно разделить на положительные и отрицательные. Положительный критерий предполагает объединение с партнером для выполнения какой-либо совместной работы, например, «С кем бы Вы хотели…», а отрицательный, наоборот, определяет круг лиц, с которым осуществление совместной деятельности было бы нежелательно «С кем бы Вы не хотели…». Иногда данные виды критериев в литературе называют прямыми и обратными.
Двойные и одинарные – еще один из вариантов деления. Двойными называются те критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления (выбор соседа по комнате, партнера в игре и т. д.) Одинарный же связан с ситуацией, когда участники неравны по отношению друг к другу (неравенство выбирающего и выбираемого), например, выбор бригадира.
И, наконец, последний вариант деления на прямые и косвенные критерии. Прямой критерий предполагает прямое обращение к опрашиваемому («С кем бы Вы хотели…»). Вариантом косвенного критерия может быть проективный вопрос, например: «Если бы Вас избрали в государственную думу, с кем бы Вы хотели в ней работать?».
Требования к социометрическому критерию должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (конкретность, однозначность и т.д.).