Маршрутизация перевозок –это составление маршрутов движения подвижного состава или порядка его следования между корреспондирующимися точками.
По одному маршруту могут перевозиться различные грузы, которые должны удовлетворять следующему условию: их транспортировку можно производить одним и тем же подвижным составом. Следовательно, маршрутизацию перевозок можно, составлять только при наличии групп грузов, требующих для перевозки однотипный подвижной состав (ПС). В связи с этим первый шаг работы по составлению рациональных маршрутов заключается в классификации всех грузов, предъявленных к перевозке, на группы, однородные с точки зрения возможности их перевозки на одном и том же подвижном составе.
Маршруты составляются, по каждой группе грузов. Практика постановки и решения задач маршрутизации перевозки грузов учитывает множество ограничений, вызываемых конкретными условиями работы грузовых точек и автомобильного транспорта. К ним относятся: заданное множество пунктов отправления и потребления груза, объемы грузооборота поставщиков и потребителей груза, характер грузов, время их доставки, структура и наличие парка подвижного состава, размещение и мощность автотранспортных предприятий, режим работы АТПи клиентуры, режим работы водителей, ограниченная пропускная способность пунктов, минимально допустимое значение коэффициента использования пробега.
|
|
Многообразие ограничений в каждом конкретном случае потребовало создания различных методов маршрутизации, в том числе и эвристических, базирующихся на материалах опыта прошлых решений.
Одним из относительно несложных методов маршрутизации, которым можно пользоваться при расчетах вручную, когда имеется незначительная группа ограничений, является метод совмещенной матрицы.
Алгоритм решения задачи маршрутизации перевозок массовых грузов состоит из трех шагов (этапов).
1 шаг. Находятся оптимальные размеры и направления грузопотоков по каждому виду груза.
Из полученных оптимальных вариантов размеров и направлений грузопотоков по каждому виду груза составляется сводный план размеров и направлений грузопотоков данной группы грузов.
2 шаг. Находится оптимальный план возврата порожняка.
3 шаг. Из отдельных ездок составляются рациональные маршруты движения подвижного состава.
Составление рациональных маршрутов можно выполнить различными способами. Рассмотрим один из этих способов, получивший название метод «совмещенной матрицы».
В соответствующие клетки таблицы сводного плана грузопотока из таблицы оптимального плана возврата порожняка переносятся данные, характеризующие количество и направление возврата порожних автомобилей. Эти цифры желательно выделить (подчеркнуть карандашом, обвести кружочком и т. д.). Таким путем будет построена таблица, которая называется «совмещенной матрицей».
|
|
В некоторых клетках таблицы появятся две записи: одна – характеризующая объем перевозок в данном направлении, другая – возврат порожняка в обратном направлении. Меньшая цифра покажет мощность грузопотока по полученному маятниковому маршруту.
После того как будут выявлены все маятниковые маршруты, в клетках таблицы останется только по одной цифре, показывающей или объем перевозок груза, или величину провозной способности возвращающегося в данном направлении порожнего подвижного состава.
Для каждой клетки таблицы, загруженной величиной объема перевозок груза, строится контур таким образом, чтобы все его четные углы лежали в клетках, загруженных величинами грузопотоков, а нечетные – в клетках, загруженных провозной способностью порожнего состава. Полученные таким образом контуры покажут рациональные кольцевые маршруты движения подвижного состава. Мощность грузопотока на каждом из этих маршрутов будет определяться наименьшей величиной загрузки клеток, расположенных в углах контура. Затем по этим же правилам строятся контуры с учетом оставшихся величин в загруженных клетках. Построение контуров, а следовательно, и выявление кольцевых и петлевых рациональных маршрутов продолжаются до тех пор, пока не останется ни одной загруженной клетки.