Теоретическое введение

Маршрутизация перевозок –это составление марш­рутов движения подвижного состава или порядка его следования между корреспондирующимися точками.

По одному маршруту могут перевозиться различные грузы, которые должны удовлетворять следующему ус­ловию: их транспортировку можно производить одним и тем же подвижным составом. Следовательно, маршру­тизацию перевозок можно, составлять только при наличии групп грузов, требующих для перевозки однотипный подвижной состав (ПС). В связи с этим первый шаг работы по составлению рациональных маршрутов заключается в классификации всех грузов, предъявленных к перевоз­ке, на группы, однородные с точки зрения возможности их перевозки на одном и том же подвижном составе.

Маршруты составляются, по каждой группе грузов. Практика постановки и решения задач маршрутиза­ции перевозки грузов учитывает множество ограничений, вызываемых конкретными условиями работы грузовых точек и автомобильного транспорта. К ним относятся: заданное множество пунктов отправления и потребления груза, объемы грузооборота поставщиков и потребителей груза, характер грузов, время их доставки, структура и наличие парка подвижного состава, размещение и мощ­ность автотранспортных предприятий, режим работы АТПи клиентуры, режим работы водителей, ограничен­ная пропускная способность пунктов, минимально допус­тимое значение коэффициента использования пробега.

Многообразие ограничений в каждом конкретном случае потребовало создания различных методов марш­рутизации, в том числе и эвристических, базирующихся на материалах опыта прошлых решений.

Одним из относительно несложных методов маршрутизации, которым можно пользоваться при расчетах вручную, когда имеется незначительная группа ограничений, является метод совмещенной матрицы.

Алгоритм решения задачи маршрутизации перевозок массовых грузов состоит из трех шагов (этапов).

1 шаг. Находятся оптимальные размеры и направления грузопотоков по каждому виду груза.

Из полученных оптимальных вариантов размеров и направлений грузопотоков по каждому виду груза со­ставляется сводный план размеров и направлений грузо­потоков данной группы грузов.

2 шаг. Находится оптимальный план возврата по­рожняка.

3 шаг. Из отдельных ездок составляются рациональные маршруты движения подвижного состава.

Составление рациональных маршрутов можно выпол­нить различными способами. Рассмотрим один из этих способов, получивший название метод «совмещенной матрицы».

В соответствующие клетки таблицы сводного плана грузопотока из таблицы оптимального плана возврата порожняка переносятся данные, характеризующие количество и направление возврата порожних автомобилей. Эти цифры желательно выделить (подчеркнуть карандашом, обвести кружочком и т. д.). Таким путем будет построена таблица, которая называется «совмещенной матрицей».

В некоторых клетках таблицы появятся две записи: одна – характеризующая объем перевозок в данном на­правлении, другая – возврат порожняка в обратном на­правлении. Меньшая цифра покажет мощность грузопо­тока по полученному маятниковому маршруту.

После того как будут выявлены все маятниковые маршруты, в клетках таблицы останется только по одной цифре, показывающей или объем перевозок груза, или величину провозной способности возвращающегося в данном направлении порожнего подвижного состава.

Для каждой клетки таблицы, загруженной величиной объема перевозок груза, строится контур таким образом, чтобы все его четные углы лежали в клетках, загружен­ных величинами грузопотоков, а нечетные – в клетках, загруженных провозной способностью порожнего соста­ва. Полученные таким образом контуры покажут рацио­нальные кольцевые маршруты движения подвижного состава. Мощность грузопотока на каждом из этих марш­рутов будет определяться наименьшей величиной загруз­ки клеток, расположенных в углах контура. Затем по этим же правилам строятся контуры с учетом оставших­ся величин в загруженных клетках. Построение контуров, а следовательно, и выявление кольцевых и петлевых рациональных маршрутов продол­жаются до тех пор, пока не останется ни одной загружен­ной клетки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: