Идеология и социализация

Социализация в современной России содержательно существенно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в кото­ром на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм.

Идеологический плюрализм создал во многом новую ситуа­цию стихийной социализации и самоизменения человека. Плю­рализм предполагает сознательный и ответственный выбор че-

ловеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения не­умение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и его «подпорки». Это порождает в переходном обществе неоп­ределенность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоцио­нальных состояний - или депрессию, или тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, ибо утрата ценностей, с одной стороны, и неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что, потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф. М. Достоевский.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация обще­ства существенно влияют и на воспитание как социально контро­лируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это про­является в том, что задачи воспитания и его содержание в изме­няющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабиль­ного общества (В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социаль­ных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в под­держании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития челове­ка в процессе и в результате трансляции сложившейся в общест­ве культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объектив­но не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого харак­терны переход от одного типа общества к другому или существен­ное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципи­ально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объеди­няет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том, что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет.

Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адек­ватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь

пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать но­вые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспи­тывать «другого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактиче­ски стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и соответственно параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института. Воспитание В современных модернизированных общест- как социальный вах существует целая система социальных ин- институт ститутов - исторически сложившихся ус­тойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (эконо­мические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возникло для организа­ции относительно социально контролируемой социализации чле­нов общества, для трансляции культуры и социальных норм, чем озабочены семья, религиозные организации и организации, соз­данные для реализации социального воспитания, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - ос­мысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет собой раз­вивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каж­дого конкретного общества приводит к тому, что на определен­ных этапах его исторического развития:

- воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

- воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

- в процессе социального воспитания выделяются как его со­ставляющие сначала обучение, а затем образование;

- появляется коррекционное воспитание;

- меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства вос­питания;

- растет значение воспитания, оно становится особой функци­ей общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя ряд эле­ментов:

совокупность семейного, социального, религиозного и коррекционного воспитания;

набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-про­фессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужите­ли, руководители государственного, регионального, муни­ципального уровней, администрация воспитательных ор­ганизаций;

воспитательные организации различных видов и типов;

системы воспитания и органы управления ими на государ­ственном, региональном, муниципальном уровнях;

набор позитивных и негативных санкций, как регламенти­рованных документами, так и неформальных (определяемых традициями, обычаями и т. д.);

ресурсы: личностные (качественные характеристики субъ­ектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), финансовые, материальные (инфраст­руктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспи­тания следующие:

- создание условий для относительно целенаправленного взра­щивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспи­тания;

- подготовка необходимого для функционирования и устойчиво­го развития общества «человеческого капитала», способного и гото­вого к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- обеспечение стабильности общественной жизни через трансля­цию культуры и способствование ее преемственности и обновле­нию;

- способствование интеграции стремлений, действий и отно­шений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внут­ренней сплоченности общества).

Отметим некоторые существенные различия семейного, рели­гиозного, социального и коррекционного воспитания - составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в се­мейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмо­циональный играет существенную, но лишь дополняющую роль.

Существенно различаются семейное, религиозное, социаль­ное и коррекционное воспитание по принципам, целям, содер­жанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так в еще большей мере имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

И наконец, четыре вида воспитания принципиально отличаются друг от друга характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, де­тей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровно­родственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиоз­ных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими ве­роучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами.

Социальное и коррекционное воспитание осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспи-туемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов;

социальных - организаций, органов управления и др.) имеет ин­ституционально-ролевой характер.

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существен­ные различия, связанные с историей развития, социально-эконо­мическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: