Два пути становления европейской философско-эстетической мысли в традиции христианской религии - восточный и западный. Созерцательно-мистический характер учений о красоте в Византии и Древней Руси. Рационалистический подход к постижению красоты и сущности искусства в западноевропейской средневековой культуре. Аристотелизм и неоплатонизм эстетики Возрождения. Кризис ренессансной культуры и его отражение в эстетике барокко. Рационалистическая и сенсуалистическая линии в эстетике Просвещения. Лейбницевско-вольфианская метафизика и эстетика А.Баумгартена как теория совершенного чувственного знания. Шефтсбери о вкусе как проявлении нравственного совершенства. Отражение этих теорий в классицизме и сентиментализме.
Тема 4. Эстетика Канта
«Критика способности суждения» как завершающее звено в системе философских «Критик» Канта, место эстетики в ней. Прекрасное и возвышенное как сферы корреляции в эстетическом суждении познания природы и нравственной свободы. Аналитика прекрасного как предмета суждения вкуса. Четыре момента в определении суждения вкуса. Аналитика возвышенного в его отношении с моралью. Эстетическая идея и своеобразие ее онтологического статуса. Гений и вкус как способности художественного творчества и восприятия. Антиномия вкуса и ее разрешение. Инновационность кантовского подхода к классификации искусства. Эстетика Канта между классицизмом и романтизмом.
Тема 5. Эстетическая концепция Гете и Шиллера
Интерпретация кантовской эстетики Ф.Шиллером: красота как «эстетическая видимость». Роль формы в художественном произведении. Искусство как игра. Эстетическое воспитание – путь к нравственному совершенству.
Переосмысление кантовской философии у Гете. Дискуссия по проблемам художественного творчества с Шиллером. Индивидуальность как объект искусства и субъект художественной деятельности. Соотношение искусства с другими формами культуры. Отражение философских и эстетических взглядов Гете в его литературном творчестве. Кант и Гете в философской аналитике 19 – 20 веков.