К теме 10. Возрождение метафизики в эстетике на рубеже XIX – XX вв

Возрождение метафизики на рубеже Х1Х – ХХ веков следует рассматривать как следствие методологического кризиса – недостаточности одних эмпирических методов исследования в эстетике. Прежде всего здесь подлежат изучению иррационалистическая метафизика А.Бергсона и эстетические идеи «философии жизни», получившие широкий резонанс в кругах художественной интеллигенции. В философии А.Шопенгауэра необходимо рассмотреть искусство как единственный способ истинного постижения волевой сущности мира – прозрении гения, делающее возможным одновременно и этическое отрешение от диктата воли. Учение Ф.Ницше об аполлоническом и дионисийском начале в искусстве, напротив, следует изучить в его способности жизнеутверждения, вопреки трагизму человеческого бытия. В философии Г.Зиммеля наибольшего внимания заслуживает культурологическое объяснение периодизации в истории искусства: исторической кристаллизации «жизни» в художественных формах.

Цель реконструкции метода и системы философии Канта в неокантианстве необходимо рассматривать в свете задач разрешения методологической дилеммы рационализма и эмпиризма. Эстетика Фрайбургской школы неокантианства, возглавленной В.Виндельбандом и ориентированной на разработку аксиологии, нашла наиболее полное выражение в работах И.Кона и Б.Христиансена. Искусство, как и другие фундаментальные формы культуры (наукой, моралью) следует анализировать в них как носителя ценности - красоты во взаимоотношении с истиной и добром. Марбургская школа неокантианства заслуживает особого внимания, поскольку философия в ней предстает как исследование системы форм активности сознания субъекта. «Эстетика чистого чувства» основателя школы Г.Когена должна рассматриваться как закономерное завершение философской системы включающей в себя также «Логику чистого мышления» и «Этику чистой воли».

При подготовке рекомендуемая литература – «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше, «Эстетическое чувство любви» Когена и главы из «Истории эстетики» (СПб., 2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: