К теме 11. Феноменологическая эстетика

Феноменологическую эстетику необходимо рассматривать в русле усиливающейся критики трансцендентального идеализма и нового обращения к проблемам онтологии, уделяя внимание прежде всего влиянию философии Э.Гуссерля на постановку проблемы эстетического феномена в природе и в искусстве. В свете гуссерлианской онтологии следует подходить к изучению «Эстетических исследований» Р.Ингардена: определения структуры эстетического феномена в различных видах искусства. Анализ своеобразия строения эстетического феномена в литературе, живописи, архитектуре, музыке предполагает также сопоставление этих видов искусства и постановку проблемы их взаимосвязи в истории культуры и в современности.

Приступая к изучению эстетики Н.Гартмана, важно учитывать, что она представляет собой необходимое звено в системе критической онтологии – наиболее значительного опыта систематазации философского знания середины ХХ века. Эстетический феномен следует рассматривать поэтому как особый модус бытия – возможное, наряду с модусами бытия, изучаемых гносеологией и этикой – сущим и должным. Следует обратить внимание на то, что, в отличие от Ингардена, Гартман предлагает универсальную формулу строения эстетического феномена и в искусстве, и в природе: как предмет двойственного созерцания - чувственного и сверхчувственного, а эстетическая ценность им анализируется во взаимосвязи с другими классами ценностей.

В феноменологии эстетического опыта М.Дюфренна необходимо прежде всего рассмотреть проблему доопытного знания, его значимости для «первого контакта с природой», для диалогического отношения «субъект-объект». Изучая трактовку эстетических ценностей Дюфренна, целесообразно сопоставить ее с концепцией ценностей Гартмана.

При подготовке к теме рекомендуется привлечь «Эстетические исследования» Ингардена, «Эстетику» Гартмана, соответствующую главу из «Истории эстетики» (СПб.,2011)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: