Работа над литературой

После выбора темы работа над дипломом начинается с библиографических поисков. Автору необходимо сделать библиографический список работ, которые могут помочь раскрыть ему тему. Раскрытие темы- это представление имеющихся в науке взглядов, теорий и эмпирических исследований по заявленной проблематике.

Лучше всего на этом этапе поработать в тематическом каталоге областной библиотеки- выписать из разделов каталога, относящиеся к теме работы, подходящую литературу. Нужно помнить, что правильные названия и выходные данные книг и статей вам пригодятся, поэтому, в библиографических списках должны быть точные названия источников (правила указания источников см. в разделе «Литература»).

Практика показывает, что студенты на этом этапе работы ждут от своего научного руководителя прямых указаний на литературу, которую нужно анализировать, а зачастую даже целой подборки книг. Научный руководитель может вам назвать несколько источников, с просмотра которых следует начать ознакомление с литературой. Однако в обязанности руководителя это не входит, так как дипломированный психолог должен уметь самостоятельно работать с библиографическими списками, с тематическим каталогом, подбирать литературу по любой теме.

Библиографический список можно пополнять и из тех работ, которые вы начнете просматривать- в большинстве из них есть списки литературы, сноски на другие источники, еще не известные вам. На этом этапе удобно использовать тематические хрестоматии по психологии.

Не стоит пользоваться литературой, написанной педагогами, а не психологами. При близости названий, тем, терминологии, обычно педагогическая литература написана иным стилем и языком, близким к художественному, что совершенно не соответствует научному стилю дипломной работы.

Поможет в подборе литературы и обращение к «Реферативному журналу. Психология», в котором публикуются не только названия выходящих книг и статей по тематическим разделам, но и дается их краткая аннотация, которая вполне может пригодиться вам при написании первой главы. Реферативные журналы находятся в реферативном зале областной библиотеки и посмотреть их можно без заполнения требований в каталоге.

Для получения информации о самых последних исследованиях по вашей проблематике необходимо посмотреть периодические издания по психологии: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Психология в образовании», «Мир психологии», «Прикладная психология». Есть так же и другие издания: «Психотерапевтический журнал», «Иностранная психология», «Детский психолог» и др. Не забывайте сразу выписывать автора статьи, ее название, а так же название, номер и год журнала, а так же страницы, на которых напечатана статья- все это будет необходимо указывать в списке литературы.

Если у вас есть возможность, обратитесь к ресурсам Интернета. В Интернете можно найти библиографические подборки и авторефераты диссертаций, в которых отражены последние исследования по близкой тематике, и статьи из редких журналов, и работы на иностранных языках, которые так же можно включать в обзор литературы. Рекомендуем вам адреса некоторых русскоязычных сайтов по психологии:

https:// psychology. net. ru;

https:// psy.piter.com;

https:// www.psyhology.ru/library/;

https:// www.hpsy.ru;

Библиографический этап работы тесно переплетен с этапом работы над литературой. Работу можно начать с имеющихся учебников. Здесь вы получите общее представление о вашей теме. Однако конспектировать учебники не следует по нескольким причинам: во-первых, в них очень мало ссылок на автора излагаемого материала, во-вторых, ваша работа лишается индивидуальности, так как учебники слишком часто мелькают на страницах дипломных работ- при ознакомлении с работой текст учебников сразу виден, и кроме того, фундаментальных и основательных учебников немного. Таким образом, в учебнике вы можете получить лишь некую общую схему рассмотрения вашей темы.

Другой способ получения подобной схемы исследования- использование в качестве основы близкой по проблематике статьи из психологического журнала, так как часто статьи- это представленные в сжатом виде эмпирические исследования- дипломные, диссертационные работы.

После этого можно написать план теоретической части вашей работы, а затем вы можете уже «наполнять» отдельные параграфы- это сильно сокращает работу с литературой, так как задает содержательные рамки и сдерживает вас от желания включить в диплом все накопленные психологические знания.

Вам не следует подробно знакомиться с десятками книг. Достаточно проработать три-четыре основных. остальные источники вы просматриваете только в тех частях, которые относятся к вашей теме. Даже если вам ничего не удалось выписать из книги, вы можете о ней упомянуть в работе. Пример такого упоминания: «Проблемами развития личности занимались Л.И.Анцыферова (1), Л.И. Божович (2), И.С. Кон (14), о них писали С.Л. Рубинштейн (21), В.И. Слободчиков (24) и др.».

Вам придется сделать довольно много выписок из литературы- это позволит не только написать реферативный обзор литературы, но и обобщить прочитанный материал, и провести его анализ, при котором объем текста сильно сокращается. Старайтесь выписывать из книг не столько то, что вам интересно, сколько то, что относиться к теме, ее раскрывает. Не стоит использовать в дипломе те места из проработанной литературы, которые выглядят очень научно, но вам непонятны.

Лучше всего конспектировать на одной стороне листа: иногда при компоновке материала текст удобнее вырезать и клеить, не занимаясь переписыванием одного итого же. Если вам хочется оставить конспект какой-то книги на будущее- сделайте ксерокопию, с ней и продолжайте работу.

Работа над литературой должна позволить вам сформировать собственную позицию по поводу изучаемой проблемы, сформулировать гипотезу (в первом приближении), наметить план эксперимента, выбрать методы исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: