Тема 2. Становление социальной психологии как самостоятельной науки

История развития социальной психологии. Статус социальной психологии в системе научного знания. Связь социальной психологии с антропологией, этнографией, археологией, криминологией, социологией, психологией личности.

Теоретические и эмпирические предпосылки развития социальной психологии. Психология народов (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт, А.А.Потебня); психология масс (Г.Тард, С.Сигеле, Г.Лебон); теория инстинктов социального поведения (В.Макдаугалл); коллективная рефлексология (В.М.Бехтерев).

Разработка общей концепции общественного развития как исходного принципа социальной психологии в системе марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, А.В.Луначарский, А.Грамши, А.Бабель, А.Лабриола и др.). Развитие социальной психологии в необихевиористическом направлении: теория фрустрации-агрессии (Н.Миллер, Д.Доллард); модели диадического взаимодействия (Дж.Тибо, Г.Келли); концепция социального обмена (Д.Хоманс). Психоаналитическое направление развития социальной психологии (Э.Фромм, Дж.Салливан).

Теории групповых процессов (Л.Байон, В.Беннис, Г.Шепард, Л.Шутц). Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс). Развитие социальной психологии в когнитивистском направлении: теории когнитивного соответствия (теория сбаланисированных структур Ф.Хайдера; теория коммуникативных актов Т.Ньюкомба; теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера; теория конгруэнтности Ч.Осгуда, П.Танненбаума; исследования Д. Креча, Р.Крачфилда, С.Аша. Интеракционизм (теория символического интеракционизма (Г.Мид, Г.Блумер, М.Кун); теория ролей (Т.Сарбин); теория референтных групп (Г.Хаймен, Р.Мертон); социальная драматургия (Э.Гофман). Современное развитие социальной психологии: теория социальной идентичности (Г.Тэджфел); теория социальных представлений (С.Московичи). Становление социальной психологии как экспериментальной дисциплины (В.Меде, Ф.Оллпорт).

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить аннотацию к одной из монографий (на выбор), приведенных в перечне литературы по данной теме.

2. Законспектировать один из разделов этой монографии.

Литература: 4, 8-10, 17, 21, 40, 48-51,72, 80, 59, 60, 62-64, 70, 71, 73, 86-88, 96, 104, 107, 109, 110, 112-116, 119, 120, 126, 128, 138, 141, 143-145.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: лекция академического типа, проблемная лекция, семинар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: