Тема 10. Ролевое поведение

Понятие роли в социальной психологии (Дж.Мид). Усвоение социальных ролей как стихийный механизм формирования личности. Расширение диапазона социальных ролей в процессе социализации индивида. Социальная роль как функциональная единица. Виды социальных ролей: формальные, внутригрупповые, межличностные, индивидуальные. Активные и латентные роли. Понятие конвенциональной роли. Профессиональные роли.

Формализация социального поведения. Социальная дистанция в межличностных отношениях. Влияние социального статуса на выбор личностью социальной роли. Инверсия социальных ролей. Гендерные различия в ролевом поведении. Влияние социо-культурных факторов на гендерные роли.

Ролевая детерминация социального поведения. Влияние ролевого поведения на личностное развитие. Управление поведением: манипулятивные системы и типы (Э.Шостром). Особенности психологического влияния. Влияние ситуации на выбор ролей. Социальный контроль над чувствами (Т.Шибутани). Взаимосвязь ролей и обязанностей личности. Исполнение ролей как адаптация к социальному окружению. Принятие роли личностью. Взаимное принятие ролей взаимодействующих субъектов. Согласованность ролевого поведения.

Социально-психологические условия осознания людьми социальных ролей. Сюжетно-ролевые игры дошкольников (Д.Б.Эльконин). Взаимовлияние ролевого поведения и Я-концепции личности. Влияние авторитета на ролевое поведение (Р.Чалдини). Ролевые игры: психодрама, социодрама (Дж.Морено). Репрезентация коллективных представлений в ролевых паттернах. Коллективные элементы роли. Социокультурные факторы ролевых конфликтов. Социодраматический тренинг спонтанности и креативности.

Развитие индивидуальности в ролевом поведении. Трансактный анализ игр (Э.Берн). Активные формы социального научения. Формы принятия совместных решений. Дискуссия. Мозговая атака. Синектика. Групповое интервью. Метод инцидента. Метод погружения. Деловые игры с проигрыванием ролей; способы задания социального контекста (А.А.Вербицкий). Игровые методы в социально-психологической практике. Использование ролевых игр в психотерапии. Индивидуальные и социальные различия в ролевом поведении.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравнить процедуры проведения психодрамы и социодрамы.

2. Проанализировать способы задания социального контекста в различных формах принятия совместных решений.

3. Составить план группового интервью;

4. Привести примеры социальных ролей.

Литература: 1, 8, 10, 13, 15, 16, 18, 21, 22, 30, 31, 32, 34-37, 40, 44, 59, 61, 72, 67-69, 76, 80, 84, 85, 90, 97, 98, 101, 102, 104, 108, 113, 121, 123, 138, 140, 146, 148.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, имитационное моделирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: