Тема 13. Общение как деятельность и поведение

Общение как психологическая категория. Общение в системе деятельностей. Различные подходы к определению понятия общения (Б.Г.Ананьев; И.А.Зимняя; А.А.Леонтьев; М.И.Лисина; Б.Ф.Ломов; Ю.М.Орлов; Б.Д.Парыгин, Д.Б.Эльконин).

Основания классификации видов общения. Виды межличностного общения и их особенности (императив, манипуляция, диалог). Функции общения: инструментальная, синдикативная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации. Стороны общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.

Психологическая структура общения (Б.Ф.Ломов; Г.М.Андреева). Особенности восприятия людьми друг друга в процессе общения. Механизмы социальной перцепции. Механизмы познания и понимания другого человека: идентификация, эмпатия, аттракция. Механизмы познания и понимания себя субъектом общения: социальная рефлексия, сензитивность к себе. Механизмы, обеспечивающие прогнозирование поступков партнера по общению: каузальная атрибуция, антиципация. Диалогичность коммуникативной деятельности (М.М.Бахтин).

Структура коммуникативного процесса: коммуникатор, сообщение, канал, реципиент. Модель коммуникативного процесса (Г.Лассуэлл). Анализ общения с позиций символического интеракционизма (Дж.Мид). Особенности передачи и восприятия информации. Средства коммуникации. Речь. Исследования речевой деятельности. Психологические компоненты вербальной коммуникации: говорение, слушание (И.А.Зимняя).

Механизмы речи (Н.И.Жинкин). Виды речи. Конвенциональный аспект коммуникации (Т.Шибутани). Значимость информации в процессе коммуникации (Г.М.Андреева). Коммуникативные барьеры и их виды: барьеры непонимания, социально-культурных различий, отношения. Особенности взаимодействия в процессе общения. Типы взаимодействия: кооперация, конкуренция. Ролевое поведение в процессе взаимодействия участников общения. Трансактный анализ процесса общения.

Эмоциональные аспекты взаимодействия: дружба, любовь, симпатия, привязанность. Альтруизм, конформизм и агрессия в процессе взаимодействия субъектов общения. Личность как субъект общения. Общение в массовой коммуникации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Написать реферат по монографии А.А.Леонтьева «Психология общения».

2. Найти в литературе не менее 10 определений понятия «общение»; сопоставить их и обобщить.

3. Привести примеры коммуникативных барьеров.

Литература: 1, 5, 9, 13, 16, 21-23, 27, 31, 32, 37, 40, 41, 46, 47, 51-56, 58, 59, 69, 72, 73, 80, 89, 101, 105, 106, 108, 112-115, 117, 121, 123, 138, 140, 141, 147.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемная лекция, лекция вдвоем, ролевая игра, метод конкретных ситуаций, имитационное моделирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: